Пятница, 17.05.2024, 08:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК ФИЗИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.Иван Дель

ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК ФИЗИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

Изменение социальных приоритетов в образовательной политике государства и граждан РК вызывает настоятельную потребность поиска новых путей совершенствования процесса обучения в общеобразовательной школе и его основной организационной формы – урока.

Доминирование классно-урочной организации обучения в сети общеобразовательных школ на протяжении длительного времени способствовало формированию устойчивых стереотипов построения школьного урока, механический перенос которых в новые образовательные условия неизбежно чреват издержками эффективности учебно-воспитательного процесса.

В практике широко распространены уроки, существенно отличающиеся по своей конструкции от обычных. Появились многочисленные публикации эмпирического характера в периодической печати, освещающие отдельные аспекты использования нетрадиционных уроков. Но в общей методике преподавания пока еще нет целостной теории инновационного преобразования основной формы обучения: не определена сущность этого дидактического феномена, не выявлены его отличительные черты, нет типологии, охватывающей их многообразие.

За последние десятилетия педагогическая наука значительно продвинулась в решении задач технологизации учебно-воспитательного процесса, что привело к разработке теоретических основ конструирования нетрадиционных уроков, но в методике преподавания, в частности, в методике преподавания физики, прикладные методические аспекты существуют по-прежнему в виде общих рекомендаций, а не технологических алгоритмов и методических моделей..

Современная педагогическая инноватика определяет инновации (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) как процесс использования новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятие "инновации" ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

* использование новой техники, технологических процессов;

* внедрение продукции с новыми свойствами;

* использование нового;

* изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности.

Преобразование урока в контексте систематической инновации является актуальной методической проблемой и насущной потребностью практики, особенно в преподавании физики поскольку:

* учебная дисциплина приобрела черты интегрированного курса;

* содержание курса требует гуманитаризации изучаемых знаний и гуманизации процесса их усвоения;

* практика обучения нуждается в насыщении соответствующими методами и средствами обеспечения тенденций совершенствования преподавания физики (интерактивными, проектными, эвристическими и пр.);

* профилизация содержания на старшей ступени и расширение вариативного компонента содержания образования обуславливает необходимость углубления и расширения знаний учащихся, что в свою очередь предопределяет интенсификацию их учебной деятельности на уроке;

* компетентностные установки в целях современного обучения указывают на важность переструктурирования традиционной модели урока в пользу активной практико-ориентированой деятельности обучающихся.

Современный урок физики — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к активному продуктивному взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений на компетентностном уровне.

Инновационный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.

Инновационные уроки реализуются на всех этапах обучения для реализации любых дидактических задач: усвоения нового, всестороннего совершенствования изученного, обобщение и систематизация усвоенного, коррекция недостатков усвоения, контроль его качества. Такие уроки отличаются нетрадиционной структурой, творческой атмосферой, активной методикой организации, дифференциацией содержания деятельности обучающихся и высоким потенциалом активности и деятельности учеников.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя.

Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности. [3 (10)] Но эта точка зрения не соответствует современной практике преподавания, при которой инновационный проект урока становится нормативным требованием школы. Задача стоит: найти такие модели совершенствования структуры и методики урока, которые бы соответствовали «вызовам времени» и позволили уроку остаться основной формой обучения, адекватной задачам компетентностного и профильного образования.

В современной практике существует большое количество проектов различных инновационных уроков:

Уроки в форме соревнова-ний и игр; Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике; Уроки, основанные на нетрадици-онной организации учебного материала; Уроки, напомина-ющие публичные формы общения; Уроки-фантазии; Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций.

Показателями оценки эффективности инновационного урока являются:

* Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока.

* Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока.

* Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации.

* Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями.

По мнению Н.Е.Щурковой, современный урок - это урок свободный, «порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.». В основание новой технологии урока, как отмечает Н.Е.Щуркова, заложены три постулата:

* «урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя, т.е. урок, разворачивается как последовательное в рамках учебной темы исследование, познание, оценка жизни во всех ее проявлениях. Истина отыскивается, раскрывается, выявляется, рассматривается, осмысливается, проверяется, запоминается, иллюстрируется»;

* «урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры», что означает, что « учитель проживает урок как человек современной культуры, потому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке»;

* «человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства», поскольку « противоречия между истиной как ценностью урока и человеком как ценностью урока … немедленно снимается за счет философической операции «вочеловечевания». Вочеловеченная истина, оставаясь целью урока, продолжает сохранять роль средства, а человек остается целью жизни»

Инновационный урок предполагает обязательную реализацию пяти организационных правил:

* доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребенка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;

* сопровождать педагогические требования инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого;

* раскрывать положительную программу действий на каждый данный момент взаимодействия. Придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, т.е., требования не делать чего-либо;

* не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;

* переакцинтировать внимание детей с общего требования на его детали, так, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личностного «Я».

Опыт применения инновационных уроков в преподавании физики в условиях физико-математического лицея показал их жизнеспособность и продуктивность при условии: систематического характера использования инновационных уроков, встраивания их в систему уроков, наряду с классическими типами, использования их для совершенствования знаний и умений учащихся, формирования предметных компетенций.

Инновационный урок – «это зеркало общей и педагогической культуры учителя,- как писал В.А.Сухомлинский,- мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов

урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Апробация инновационных проектов уроков физики в преподавании в условиях современной школы позволила осознать организационно-методическую специфику видов уроков:

1. Урок-КВН – такие уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделить различные признаки явлений, закрепляют знание понятий. Класс делится на команды. Урок разбит на этапы:

* Разминка – составить рассказ по пройденной теме или разделу;

* Конкурс «Домашнее задание» - готовится учащимися заранее, нужно сыграть сценку, где было бы отражено всё главное в теме или разделе;

* Решение задач с выбором ответа;

* Конкурс «Угадай» - один ученик выходит из класса, а когда возвращается, другие примерами и намёками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано;

* Конкурс артистов и художников – художник команды выходит из класса. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт. «Художник» должен узнать и изобразить рисунком, как он понял увиденное;

* Подведение итогов.

2. Урок-сказка – использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться методических требований: цитируемое должно быть связано с конкретными вопросами курса физики, отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал, иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность, быть кратким, лаконичным, способствовать положительной мотивации к изучению физики. Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - поражение. В одних сказках физические явления отображаются правдиво и точно, в других с поэтическим преувеличением, фантазией. Сказки - ценный материал, их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и „работают" физические закономерности.

3. Урок-аукцион – он заключается в публичной продаже с молотка простых предметов обихода. Продажу осуществляют за физические знания-ответы (а не за деньги), и купившим вещь считается тот, кто последним даст ответ. Предметы для продажи подбирают так, чтобы для них можно было предложить цепочку ответов, тогда последний будет самым трудным и поэтому самым дорогим. Урок привлекает внимание ребят своей необычной формой. Его методическая ценность: он учит видеть физические явления и закономерности в окружающей жизни. Например, продаётся мыло. Ответы: а) это аморфное тело, б) при добавлении его в воду уменьшается коэффициент поверхностного натяжения и т.д.

4. Урок-театр – его особенность в том, что учитель организует театр на уроке и физический материал подается в форме спектакля, инсценировки. Актеры - ученики. Сценарий пишут учащиеся, сам учитель, совместно. Уроки этого вида трансформированы из аналогичных внеклассных занятий. Они привлекательны праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей. Такие уроки не для каждого дня. Их подготовка требует времени и является событием для класса. Например, спектакль в форме судебного заседания, где удобно показать историческое развитие представлений о свете, борьбу взглядов волновой и квантовой теории. Выбираются из числа учащихся адвокаты, обвинители, прокурор. Примерно за неделю до урока составили его план: 1) вступительное слово учителя - 1-2 мин; 2) судебное разбирательство: доказательства волновых и квантовых

свойств света - 30-35, мин; 3) вынесение приговора -2 мин; 4) заключительное слово - 3 мин.

5. Урок-путешествие – например, путешествие по Процессограду, Формулграду, Приборограду, городу Теоретиков, городу Экспериментаторов, селу Задачкино и мн.др. В каждом пункте группу встречает экскурсовод. Он рассказывает краткую историю города или села, а потом предлагает каждому путешественнику вопросы или задания, соответствующие назначению пункта. Потом группа отправляется в следующий путь и останавливается у следующего пункта. На каждом этапе свои задания.

6. Урок – восхождение – например, на Пик «Механика». На каждом «привале» группу ожидает конверт с вопросами и заданиями. Например, на первом – по теории, на втором – на соображение, на третьем – по расшифровке схем, на четвёртом – компьютерный тест и т.д. Все задания нужно выполнить и ответить дежурному по «привалу» (учителю). После этого группа получает право продолжить маршрут. Если группа не справилась с заданиями, то остаётся на этом этапе до следующего хода. Побеждает команда, первая достигшая Пика.

7. Урок – мозаика – учитель даёт задание учащимся самостоятельно придумать разные по форме фрагменты, относящиеся к изученной теме. Каждый ученик выбирает из списка, предложенного учителем, задание, которое ему ближе по интересам, и наполняет его конкретным содержанием. Например, подготовить небольшое, но интересное сообщение, показать опыт, разработать презентацию, составить необычные вопросы, создать учебную таблицу, схему, сделать прибор и др. Во всех выступлениях должна быть опора на изученный материал и сделаны ссылки за пределы учебника (видео, CD и др. источники).

8. Урок на киностудии – ролевая игра, в процессе которой несколько конкурирующих групп создают свой сценарий учебного фильма (презентации) по определённой теме. В сценарии нужно представить видеоряд (картинки) и дикторский текст, поясняющий изображение.

9. Урок – творческий отчёт – смотр индивидуальных творческих работ учащихся по теме. На нём могут быть представлены: презентации, рефераты, учебные игры, самодельные приборы, стенгазеты, тематические подборки задач и др.

10. Урок «В гостях» - для развития межпредметных связей. Изученный на уроках физики материал рассматривается применительно к другой области науки и техники. Учащиеся готовят сообщения и видеоматериал к ним. Например, «Физик в гостях у биолога», «Физик пришёл в химической лаборатории» и др.

11. Урок – ролевая игра в техническое консультационное бюро, «Приём на работу по конкурсу» - такие занятия строятся на основе тестовых заданий по физике.

Такие уроки способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Подобные уроки не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Таким образом, опыт изучения проблемы инновационных преобразований урока как основной формы обучения показал, что это особые виды личностно-развивающих компетентностных учебных занятий, опирающиеся на игровой сюжет и интерактивную форму взаимодействия учителя и учащихся, на активную самостоятельную поисково-проектную деятельность детей и практико-ориентированную систему учебных заданий. Данную разновидность уроков нельзя считать нетрадиционной, нестандартной, поскольку их применение в учебном процессе стало нормативным требованием – «вызовом времени» и является условием обеспечения поступательного развития реформ школьного образования.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (14.05.2017)
Просмотров: 678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск