Четверг, 02.05.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Жаксыбаева Роза Муратовна Учимся взаимопониманию.

Жаксыбаева Роза Муратовна Урок самопознания в 4 классе

 

Тема :Учимся взаимопониманию.

    Цель: “Расширять представления о ценности взаимопонимания.                                                        

    Задачи: - раскрывать значение понятий “взаимное согласие, взаимопонимание ”;

-развивать стремление уважать мнение других людей;

-воспитывать чуткое и внимательное отношение к  людям.

                                                                       Ход урока.

  1. Позитивный настрой:

- Всех в наш круг я позову

  Радостно произнесу:

  Здравствуйте, милые дети!

  Лучшие дети на свете!

- Пусть этот цветок приподнимет ваше настроение (Дети, передавая друг другу волшебный цветок, говорят добрые пожелания).

2. Минутка тишины

 Звучит тихая мелодия.

- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сядьте поудобнее , закройте глазки. Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительная и красивая. В этой стране живет много маленьких волшебников. А маленькие волшебники это Анжела, Едиль, Валера, Сережа, Олег, Юля, Сагандык, Маша. Они очень заботливые и любят совершать  добрые дела. А взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих маленьких волшебников за их добрые сердца. Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость. Добрый человек необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.

  Медленно открываем глазки.

 -Вы почувствовали себя волшебниками? 

3. Прослушивание аудиозаписи басни.

А. И. Крылов “Лебедь, щука и рак”. С просмотром иллюстраций на интерактивной доске.

    Беседа:   

- Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?

- Почему?

- Чему им нужно поучиться? И мы с вами, ребята, сегодня на уроке будем учиться взаимопониманию.

- Как вы думаете, а у людей так бывает?

- Отчего происходит  непонимание среди людей?

- А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

                                     (Ответы детей)

-Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга .-Как вы думаете , а у людей так бывает?

-Отчего происходит непонимание между людьми?

-А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

(Ответы детей)

 - Давайте мы все вместе построим “мостик” из тех  качеств, которые лежат в основе взаимопонимания.

 

 (Дети  берут  “брёвнышки”- слова  и  строят  мост : Мир , дружба , забота , любовь , сострадание , понимание , доброта , уважение , верность).

 

- Молодцы, ребята, вот какой  замечательный мостик мы построили.

- Непонимание возникает  из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание - результат совместных усилий общающихся людей, терпимость  к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть  это проявление терпения, понимания и уважения к личности другого человека, независимо от каких-либо отличий. Ну ,  а мир ,  дружба , сострадание ,  понимание , любовь ,  доброта , уважение , забота , верность

- все это лежит в основе взаимопонимания. 

4. Цитата урока:

- Ребята , обратите внимание на цитату нашего  урока: “Взаимопонимание – основа любви”. Народная мудрость.

- Как вы понимаете смысл цитаты? ( Ответы уч-ся).

5. Разыгрывание сценки:

- А сейчас мы разыграем сценку “Бывает и так!”

 Комната. Посередине стол, стулья. Входят Боря и Лёва.

Боря: -Рая! Сегодня у нас встреча в клубе с известным футболистом. Нам с Левой поручено  ехать за ним и проводить его в школу. Слышится голос Раи:

- Мусора много накопилось, нужно срочно вынести, помоги. Я не подниму. Пожалуйста!

Боря:- Некогда мне с твоим мусором  возиться!

Рая: (Входит в комнату с большим пакетом, под тяжестью которого  сгибается). - Боря! Никуда не уходи! Помоги мне!

Боря:- Вспомнила! Нужно было раньше просить.

Рая: -Я тебя просила, а ты все “некогда, некогда”

Боря (медленно) :- Раиса Петровна! Вам русским языком говорят: я тороплюсь! У меня есть поважней  дела, чем ваш мусор.

Рая:- Боря! Ты некуда не уйдешь пока не сделаешь то, о чем я тебя прошу.

Боря : (Повышая голос).- Со старшими   таким тоном не разговаривают. Марш   отсюда!

(Уходит с Левой в другую комнату).

Рая (подходит к стулу, где висит куртка Бори).- И очень хорошо, а ты все равно не уйдешь. (Мальчики возвращаются в комнату, Боря надевает куртку, хочет  застегнуть пуговицы).

Лёва:- Да, срезаны… .Лежат вот на столе.

Боря (подходит к двери в комнату)- Р - рраиса!

  Рая (за дверью) - Чего тебе?

Боря.- Пришей пуговицы.

Рая-Еще чего!

(Мальчики пытаются пришить пуговицы сами, но у них ничего не получается.)

Лева.(безнадежно) –Можем не успеть. Времени у нас час.

  Боря( кричит). -Райка!  Выходи  сейчас же и пришей пуговицы!  Или я тебе оторву уши.

Лева. - Криками не поможешь. Постарайся убедить.

Боря (ласково) - Ты же не маленькая. Мне  надо уходить.

Рая. - Вынеси мусор, тогда пришью.

Лёва. - Рая! У Бориса важное дело.

Рая. - Мама придет с работы  усталая, а мусор не вынесен.

Боря (подумав). – Ладно… .Так и быть.(Боря и Лева вместе  берут пакет и уходят)

Рая. Ну, вот и молодцы! (Берет куртку и пришивает пуговицы)

 

-Почему  Рая и ее брат не смогли договориться сразу?

-Как можно было разрешить возникший конфликт?

(Ответы детей)

-Хорошо, молодцы, ребята!

А сейчас мы почитаем

 

6.Чтение притчи  «Два друга».

Два мальчика  дружили  много  лет  и никогда не ссорились. Они были неразлучны. Их всегда  видели вместе, люди удивлялись  их  многолетней  дружбе.

Но вот однажды, они вдруг подрались. Все соседи были поражены!  Их разняли и начали спрашивать, что случилось. Ребята молчали. Ни один из них не хотел признаться в том, что произошло. Но соседи допытывались: “Странно! Вы никогда не ссорились. Что же вы не поделили?”

Они кивали друг на друга, говоря:

- Пусть он скажет!

- Нет, ты  сам  говори!

Потом один из них рассказал следующее:

- Мы сидели на песке, на берегу реки. Мой друг сказал, что, когда он вырастет, он купит себе буйволицу. Тогда я сказал: “Не делай этого, потому что я в это время куплю ферму и, если твоя буйволица придет и потопчет мои посевы, тогда с нашей дружбой будет покончено”. Сказав  это, я начертил на песке границу своей фермы и сел на трон посередине. Но он начал спорить: “Я первый решил купить буйволицу, и если ты не хочешь потерять нашу дружбу, то не должен покупать ферму, потому что я не смогу целый день бегать и следить за ней. И конечно, она забредет на твою ферму. ” И он нарисовал буйволицу на моей ферме. И тоже сел на трон. Тут мы подрались. Я хотел выбросить его буйволицу с моей фермы, а он напал на меня.

 

- Как вы думаете, эти ребята реальные друзья?

 

- Что нужно делать, чтобы не потерять дружбу?

 

- Если друзья поссорились, есть ли у них пути к примирению? Какие?

(Размышления  детей).

 

-Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание  достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг другу. Взаимопонимание – это основа добрых отношений между людьми. Приятно иметь собеседника, который умеет слушать, слышать и понимать другого.

 

7. Разминка.  Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных  цветов, это могут быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их аромат?  Подарите свой букет однокласснику, однокласснице, а вместе с букетом добрые пожелания. Пусть очарование этого момента останется надолго.

 

8. Работа в тетради.  

- Рассмотрите рисунок. Разукрасьте и напишите несколько советов по достижению взаимопонимания .  (Звучит тихая музыка).

 

На партах лежат шары.

9. Тренинг  «Шары с обидами»

 

 

- Прошу вас надуть шары. Представьте,  что шарик символизирует  человека, а находящийся в нем воздух  -  чувство  обиды.

- Что будет, если обида переполнит  человека?

- Как помочь человеку?

(Нужно отпускать обиду, уметь прощать). (Ответы детей)

 

10. Опыт с сахаром.

- Ребята, а хотели бы вы сегодня простить того, на кого вы обижены?  Возьмите сахар, символизирующий обиду, бросьте его в вазу с водой.

- Закройте глаза и подумайте о том,  насколько важно уметь прощать.

(Меняю вазы)

-Откройте глаза , что вы видите ? Вы простили человека - и у вас в душе расцвели цветы.

-В  прощении – сила Человека.

В прощении смысл жизни скрыт.

Лишь тот достоин жизни этой,

Кто смог поверить и простить.

 

11.Размышление над ситуацией:

Три путника шли по дороге, каждый из них нес по два мешка. Повстречали они  на пути мальчика.

-Что несете вы в своих мешках? – спросил мальчик.

Первый путник отвечал:

-Я несу впереди мешок, набитый своими проблемами ,а за спиной –мешок с проблемами моих друзей.

Второй путник отвечал:

-Я несу впереди мешок со своими добрыми делами и показываю их людям. Мешок за спиной- мои ошибки и обиды.

Третий путник отвечал:

-Я несу впереди мешок с чудесными мыслями о жизни и людях. Мешок за спиной- с дырой и поэтому он всегда пуст - я туда складываю все дурное и обидное.

И мальчик пошел с … .

 

-А с кем бы пошли вы? И почему?

-Хорошо , ребята. Еще древние говорили: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»

А наша пристань - взаимопонимание. Если мы будем  жить в гармонии с собой , то и мир будет нести гармонию добра и любви.

 

12. Составление  синквейна:

Слово «взаимопонимание»

 

13. Творческая работа: »Заселение поляны человечками»

 

У всех детей на партах  человечки разных цветов, разных размеров.

-Посмотрите на человечков, которые у вас на партах.

-Есть ли одинаковые у кого – нибудь ?

- Так и все мы ,  мы разные: у каждого свой характер , свои желания, свое отношение к различным ситуациям. И , наверное, поэтому нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что все мы разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.

-Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.

 

(Дети прикрепляют каждый своего человечка на поляну, делая хоровод.)

-Посмотрите, так как все человечки разные , получился яркий дружный хоровод. Это красиво . Так и мы , когда все дружим, уважаем друг друга, любим-это красиво! Это здорово ! И  нам нужно учиться  уважать других, невзирая на различия, быть внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 

14.Рефлексия

 

(Дети  становятся  в  круг  и  исполняют  песню  « Улыбка» )

-Я вам желаю ,чтобы вы всегда  дорожили своими друзьями, чтобы вы умели ценить общение, были благожелательными, чтобы вы всегда и везде  дарили свет своей души  , тепло своего сердца.

 

-Давайте понимать  друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить , во всем друг другу потакая,-

Тем более , что жизнь короткая такая.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (09.01.2015)
Просмотров: 1320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск