Пятница, 31.01.2025, 03:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Бурыка Лариса Николаевна

Бурыка Лариса Николаевна

учитель русского языка и литературы

Имантауская СШ

 

«Написанная кровью сердца»

Интегрированный урок по истории и литературе по повести Константина Воробьёва "Это мы, Господи!"

10 класс

 

Цель:

Ø познакомить учащихся с событиями ВОВ, которые мало известны читателям

Ø вызвать интерес к творчеству писателя;

Ø воспитать непримиримое отношение к войне вообще; вызвать сочувствие к людям, судьбы которых искалечены пленом.

 

На доске: портрет К. Воробьёва, его книга "Это мы, Господи!", иллюстрации к ней, фотоматериалы и др.

"Произведение может и должно стоять на одной полке с русской классикой ". В.Астафьев.

 

Ход урока

Слово учителя: Как вы уже поняли, урок наш сегодня не совсем обычный. Как вы думаете,  какие точки соприкосновения мы находим между литературой и историей (ответы учащихся). Приближается знаменательная дата, 60 - е Великой Победы - дата великая и трагическая. Мы поговорим сегодня с вами о войне.

Мозговой штурм: какие ассоциации возникают у вас со словом "война"?

 Ещё Л. Толстой сказал, что война - это самая противная человеческому разуму работа. Какой изобразил Л.Толстой войну? (грязь, смерть, ужас, кровь и т. д.). Эти слова в полной мере можно отнести к любой войне - и к обороне Севастополя во время Крымской войны, и к войне 1812 года, и к первой мировой и к войне 1941-1945 года.

Прошло уже много лет со дня Победы, но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене Победы. Повесть К. Воробьёва "Это мы,  Господи!" рисует такие события ВОВ, которые не до конца известны, и сегодня мы постараемся осветить их.

Герои повести, по словам автора " возвращают нас в самое крошево войны, в самые бесчеловечные её страницы". Вы читали  повесть и знаете, что речь в ней идёт об одной стороне войны - о плене, о военнопленных, о концлагерях.

Историк:  Когда началась ВОВ? Как назывался план Гитлера в отношении СССР и народов, населяющих его? Что стало с населением стран, которые фашисты уже к тому времени завоевали?

Когда немецкие солдаты отправлялись на восточный фронт, командование снабдило каждого из них памяткой, в которой были изложены рекомендации поведения в отношении советского народа (зачитывается текст памятки).

Гитлер говорил: « Операция будет иметь смысл только в том случае, если мы одним стремительным ударом разгромим всё государство целиком. Только захвата какой-либо территории недостаточно. Цель-уничтожение жизненной силы России. Для завоевания СССР недозволенных приёмов нет, допустимы все средства. У немецких генералов не должно быть на этот счёт никаких сомнений… Война в России будет такой, которую нельзя будет вести по рыцарским правилам. Это будет борьба идеологий и расовых противоречий, и она будет вестись с безжалостной беспрецедентной и неутомимой жестокостью. Все офицеры должны отвергнуть от себя устаревшую идеологию… Я категорически требую, чтобы мои приказы беспрекословно выполнялись. Армия должна взять на себя обязательство жечь и убивать…»

 Литератор: К пленным было всегда различное отношение. Их называли предателями, не считали героями, потому что они не воевали, относились настороженно, но в то же время жалели, т. к. на долю этих людей выпали огромные страдания. Рассудить нас с вами сможет история и внимательное прочтение и анализ повести. Вы выбрали из повести описания, особенно вам запомнившиеся, заставившие переживать за героев. Давайте их зачитаем.

(Чтение отрывков).

Историк:  зачитывает отрывки из литературы зарубежных писателей о положении пленных в концлагерях.

Литератор: Ваше отношение к услышанному? Всё это было, автор знал, о чём писал.

Биография К. Воробьёва.

Итак, ничего не выдумано. Об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих ещё никто так не писал. Воробьёв и хотел, чтобы о них все узнали, спешил написать, боялся не успеть, ведь в любую минуту могли убить.

Какую мысль, по-вашему, несёт в себе заглавие?

(ответы учащихся)

Историк: Немецко-фашистские концлагеря, созданы после установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 году с целью изоляции и подавления противников фашистского режима. В 1938-39 годах система концлагерей была распространена на оккупированные фашистской Германией страны и превращена в инструмент репрессий и геноцида в отношении народов этих стран. Концлагеря называли фабриками смерти, т. к. в них было нормой убийство, зверское обращение, посылка на тяжелые изнурительные работы. Убийство и жестокое обращение производились разными способами, включая массовые расстрелы, повешение, отравление газом, доведение до голодной смерти, чрезмерную скученность, систематическое содержание впроголодь, принуждение к работе, непосильной для тех, на кого она возлагалась, несоответствующее санитарное и медицинское обслуживание, жестокости и пытки всех видов, включая пытки каленым железом и вырывание ногтей, и производство опытов над живыми людьми путём оперирования их, стерилизация женщин, искусственное заражение раком, тифом, анатомические "исследования", инъекции в области сердца, пересадка костей и вырезание мышц. Наряду с взрослыми нацисты истребляли детей. Они убивали их, заживо хороня в могилах, бросая в огонь, отравляя их, производя над ними опыты, беря у них кровь для немецких солдат, бросая их в тюрьмы, гестаповские камеры пыток, где дети умирали от голода, пыток  и эпидемических заболеваний.  

  Такие убийства и жестокое обращение имели место в концлагерях  в Бельзене, Бухенвальде, Дахау, Бриндонке, Освенциме, Равенсбрюке, Майданеке и других.

 

Литератор: Кто является главным героем повести?

(Сергей Костров и его товарищи)

Что давало силы бороться измученным, больным, голодным людям? (ненависть к врагам, любовь к жизни и т. д.)

" …не вырыгнул с блевотиной то. Это то нельзя отделить от долговязого скелета, только то и помогает переставлять ноги по лагерной грязи".

Так что это такое «то»?

   Какие черты характера Сергея вы можете отметить? ( воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, достоинство). Имеют ли значение эти особенности характера Сергея для других узников? Чувство солидарности пленников, товарищество. Люди, которые думают также как Сергей, тянутся к нему. Они видят в нём опору, организатора побега. Поэтому Сергей везде находит единомышленников. Каунасский лагерь-Ванюша. Саласпилсский-седовласый полковник. Ржевский-доктор Лучин. Вяземский-капитан Николаев. Паневежисская тюрьма-Устинов. (Сила духа, мужество, несломленность героев, над которыми витает смерть. Их бьют, кидают в камеру смертников, истязают пытками и голодом, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие моменты).

 А может лучше было смириться и ждать, не рисковать, не тратить сил, которых и так не было?

Сергей и ёго товарищи, о которых мы вели речь, бесспорно герои. А как же относиться к тем, кто не пытался бежать?

Мы уже видели, как Сергей ищет и быстро находит  товарищей для побега, но не для того только, чтоб найти их, пытливо вглядывается он в людей. Вспомним, Сергея с Ванюшей поймали, жестоко избили. Сергею очень нужно было получить ответ Ванюши, Сергей не обманывается в товарище.

Вспомним, Сергей читает надписи на стенах камеры, он убеждается, люди жили полной жизнью до последней минуты.

Историк: зачитывает реальные надписи на стенах фашистских тюрем и лагерей, оставленные советскими заключёнными. Надписи распечатаны и вывешены на доске.

Это бесценные документы, они являют собой, как бы завещание погибших героев. Его не прочтешь равнодушно, это голоса, которые никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось  время. В этих надписях самыми короткими, самыми прямыми путями выражены любовь и ненависть, вера в будущее и жажда жизни.

Литератор: мы говорим о людях, которые равны Сергею по  силе духа, мужеству, но в произведении говориться ещё о тех, кто, не выдержав пыток, кончил жизнь самоубийством. Как к ним относится Сергей и сам автор? (никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях. Посмотрите, в какой тональности описывает автор пленных, раздирающих лошадь. Авторская боль и страдание за несчастных, к которым загнали лошадь на « 13-е сутки умышленного мора голодом, которых расстреливали скопом, «красиво», «экономно» расходуя патроны», передаётся читателям. Такие же чувства вызывает автор рассказом о пленниках, не выдержавших пыток и покончивших жизнь самоубийством.

Дискуссия: «Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!»

Дети выходят к доске с записями количества жертв в ряде лагерей (называют лагерь, количество узников, количество жертв  и прикрепляют лист с записью на доску). В это время негромко звучит запись «Бухенвальдский набат».

Историк: В общей сложности в концлагерях погибло, примерно, 16 миллионов человек, среди них русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, французы и другие народы. Но приведённые цифры не точные, эти данные занижены так как, начиная с июня 1943, года немцы проводили мероприятия, направленные на то чтобы скрыть следы своих преступлений.

 

Память жертв фашистских преступлений почтим минутой молчания.

          

Литератор: Вы слышали о трудной судьбе Воробьёва. Во многом трудности объясняются его неординарным восприятием войны и жертв войны. Такого гуманного, уважительного отношения к пленным как у Воробьёва ещё не знала наша военная литература. Необычное изображение и солдат, и узников вызвало критику. В. Астафьев пишет, что в особенности досталось за окопную правду, за натуралистическое изображение войны и искажение образа советского воина. Подобные измышления отравляли настроение писателю, но не влияли на правдивое, искреннее его перо. Хотя повесть и пролежала 40 лет, она оказалась сегодня очень современной и нужной.

    Напишите небольшое эссе  на тему «Какой след оставила в моей повесть К. Воробьёва «Это мы, Господи!».

Дети зачитывают, написанные эссе.

Историк: Вторая мировая война нанесла огромный урон человечеству. Погибло огромное количество людей, большинство потерь пришлось на мирное население. Совершенные фашистами преступления явились нарушениями международных конвенций, внутренних уголовных законов и общих принципов уголовного права, так как эти принципы вытекают из уголовного права всех цивилизованных наций. Война и право – это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Имеет ли смысл пытаться установить для неё какие-либо правила? Может быть, лучше направить все усилия на то, чтобы не допустить развязывания войн? Или всё же важно, стремясь положить конец этому явлению, одновременно приложить максимум усилий, чтобы сделать войну более гуманной, уменьшить страдания, приносимые  ею? (ответы учащихся).

12 августа 1949 года в Женеве была подписана международная конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны. Казахстан – участник этих конвенций.

 Раздел 3. Плен. Часть первая. Начало плена. Статья 17. (извлечение)

… Никакие моральные или физические пытки и никакие другие меры  принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений…

Часть третья. О работе военнопленных. Статья 52 (извлечение)…Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно…

Также в этом документе запрещено жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооружённом конфликте оружия массового поражения.

 

Составление пятистишья

Плен

Тяжкий, невыносимый

Унижает, давит, убивает

Истребляет человеческое в человеке

Ад

Дети зачитывают свои варианты.

 

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (29.01.2014)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск