УРОК — KOHЦEPT
«КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В творчестве АБАЯ»
10 класс
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет А. Кунанбаева
Выставка книг» Великий поэт казахского народа»
Картины казахстанских художников Айши Галымбаевой, Камиля Шаяхметова, Аубакира Исмаилова,
Выставка детских рисунков к произведениям Абая
и Мухтара
Ауэзова «Путь Абая»,
Тематическая газета.
Граммзапись П. И. Чайковский «Времена года», казахские народные
мелодий, слайды.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:
А) Дидактические, образовательные.
Обеспечить в ходе урока
развитие внимания, мышления, воображения.
Б) Воспитательные цели и задачи урока. На материале всего урока
продолжить формирование эстетического мировоззрения,
способствовать воспитанию эстетического вкуса, что Абай мастер своего слова. В ходе урока развивать навыки
самостоятельной работы.
В) Задачи развития личности учащихся.
В целях
развития мышления учащиеся в процессе подготовки урока дать задание самостоятельно выбрать
отрывки из романа «Путь Абая», выучить наизусть стихи Абая на русском и казахском языках.
Г) Развивать самостоятельность учащихся, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности в учении, аккуратность.
ТИП УРОКА — УРОК-KOHЦEPT
ХОД УРОКА:
ВЕДУЩИЙ: К теме природы обращались
поэты, композиторы, художники. Все вы помните прекрасные стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского,
Тютчева о красоте земли, о природе в разное время
года. Вспомните родные просторы в изображении Тургенева, вспомните
«Степь» Чехова. Каждому из этих людей дорог родной край, где он провел лучшие годы жизни. Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев
воспевал в своих лирических стихотворениях
край, где он родился, где прошло его
детство. Очень ярко говорит об этом Мухтар Ауэзов, автор замечательного
романа «Путь Абая»: Мальчика только что вырвавшегося из города, из снотворного и скучного медресе,
тянуло к родным, к милому его сердцу аулу. Караульная сопка.
Тайное ущелье - все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год- весной и осенью
- аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое
ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят
или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности, что
видна с дороги, - всё это знакомо и мило Абаю. И всё кажется здесь родным, всё дышит непередаваемой теплотой. И когда там в городе нападала
на него тоска по родному аулу, в его воспоминаниях
ни раз вставали незабываемые дни,
проведенные именно здесь, в Есембае.
Жизнь Абая, его творчество неразрывно
связано с родной природой, с родной степью (на экране слайды с изображением степного
пейзажа).
Его поэзии нашли отражение разнообразные
картины народной жизни: бескрайние просторы
степи, летние кочевья, подготовка
к зиме,
соколиная охота. Есть у Абая цикл стихов о временах года. У великого русского композитора
Чайковского есть замечательная
музыка «Времена года». Давайте попробуем провести
параллель между временами года у Абая и Чайковского. Да мы должны были подготовить выразительное
чтение понравившихся вам отрывков описания
природы из романа «Путь Абая» и стихов о природе Абая Кунанбаева.
(Чтение отрывков сопровождается
музыкой Чайковского «Времена года» и показом картин
природы).
1. Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный простор серебристого
ковыля, поддёрнутый в дали дрожащей дымкой стелются перед ним. С нежностью смотрит
Абай на окружающий его мир- на бескрайнюю степь,
на простор, на сопки где он родился и где провёл детство. Ему хочется всё это. Сочная, тучная степь вся колышется от этого ветерка и пологими волнами переливается
на ней ковыль.
«Да нет, не степь это – бескрайнее море, сказочное море. Абай не может оторвать от него глаз».
2. Звучит стихотворение «ЛЕТО».
3. Живопись
Жайляу, покрытое свежей молодой травой, тихо дремало.
Прохладный, ароматный ветерок веял над свободным простором.
В воздухе
ни пылинки. Словно умыты росою, чист и прозрачен весь степной мир. Зелёный ковыль с белыми перистыми
султанами склонясь, как бы в полусне, под вздохами ветерка
переливается на ближних склонах то серебристой, то тёмно-зелёной водой. На вершины холмов больно
смотреть глазу, кажется, что они излучают сияние. Некоторое время
дорога идёт мимо камней. Потом прохладный ветерок, пробегающий
по склону, доносит до путника сильный и свежий аромат земляники.
Перед ним в мягкой бархатной зелени открывается горная поляна. К аромату земляники прибавляется
аромат цветов. Родной благоуханный край
радостно приветствует возвращение своего истосковавшегося
в далеке сына.
4. Звучит музыка Чайковского «СЕНТЯБРЬ»
5. «Наступил безветренный свежий осенний день. На прозрачном небе не было видно ни облачка. Вздыбившись, бугристой
каменной громадой лежал Чингиз. Его
высокие хребты были поддёрнуты голубоватой дымкой.
Золото лучей хлынуло на них, и горы засверкали своим многоцветным
нарядом».
6. «Забрезжил белесый рассвет. Потом над широкой пожелтевшей
равниной и сырыми холмами поднялась багровая
осенняя заря. Потом первые лучи солнца
залили юрту
кровавыми струями»
7. «Наступила суровая осень, над Ералы и Ойкодыком повисла беспросветная
ненастье, дул холодный степной ветер, длинные ночи были пронизаны сыростью»
8. Звучит стихотворение Абая «Осень».
9. «Обширные просторы неподвижные безмолвные
казались безжизненными. Всё замерло, застыло. Тяжёлые сугробы задавили под собой всякую жизнь. Но она теплется где-то под снегом, ожидая своего часа Когда он настанет, когда горячие
лучи растопят снега и тёплый ветер погонит здесь текучие вешние воды – могучая буйная жизнь выйдет из-под земли бесчисленными травинками
и цветами»
10. «Стоял легкий морозец; ветерок, дувший в спину, развивал хвосты и гривы коней. Волнистые просторы,
покрытые снегом, безмолвно лежали по сторонам,
сходясь с небом»
11. «Закатный час Абай всегда проводит молча, в тишине. Если этот час застает его под открытым небом, он взбирается на вершину холма. Холодный ветер дует с
гор – холодное дыхание
бушующей там жизни, полная жестокости.
Звуки бабушкиной песни встречаются
с его
порывами и растворяют в себе их леденящий холод.
Абай переводит взгляд на небо. Там неторопливо плывёт
полная луна,
вот она коснулась одинокой черной тучи, спряталась
в ней
и начала выделывать забавные шутки. Абай засмотрелся на неё. Луна нырнула в тучу
сверху, выплыла
на мгновение, снова вынырнула. Она подпрыгивала, вертелась, металась – словно играла в жмурки, то спрячется совсем, то выскачет из-за чёрного полога, сияющая, улыбающаяся; ещё мгновение – и снова ныряет в глубь. Вот она прищурилась будто
поддразнивая кого-то, плавно поплыла по небу, чуть поблескивая серебряным краем – и внезапно кинулась
в тучу.
Первый раз в жизни Абай увидел такую вертлявую луну. И когда она чуть заметной полоской
опять сверкнула и мгновенно исчезла,
он невольно усмехнулся: луна напомнила ему расшалившегося ребёнка».
12. Звучит стихотворение «Зима»
13. «Путь от Каракалинска до Чингиза и так не близок, а в этом году глубокий снег совсем испортил дорогу. И склоны гор и долины покрылись снежным
саваном, уже успевшем отвердеть. Порывистый ветер дул в этом году не стихая. Буран бушевал по недели, по десять дней, вздымая целые тучи колючей снежной пылью. Сугробы были
испещрены волнистыми узорами, причудливо
вычерченными ветром. Наезжей дороги не было». И снова жизнь, снова весна, снова все просыпается и оживает.
14. «Аулы стояли, как в ярком весеннем оперении,
были полны молодой бодрости, кипели
полнокровной жизнью. Пёстрые ягнята и козлята прыгали и резвились на солнцепёке, оглашая воздух непрерывным блеянием;
важно выступали пушистые верблюжата, поводя большими карими глазами; конские табуны кишели курчавыми
длинноухими жеребятами; телята? Подросшие
и проворные,
задрав хвосты, смешно подпрыгивали и носились по траве. Вся природа расцветала пышно и неудержимо, пела согласный гимн
торжествующей жизни. Все живое, казалось, утверждало: "Мы – радость земли, украшающая
и благословляющие
мир, мы посланы из небытия; - все сияло, все ликовало и кипело неудержимым цветением
весны.
15. Звучит стихотворение "Весна"
16. "На следующий день Абай отправился в Семипалатинск.
Дул свежий встречный ветерок, земля уже подсохла, степная
дорога уже
установилась, выровнялись грязные
ухабы. Молодая весенняя зелень, еще нетронутая ни изнурительным зноем, ни пыльным, была ярка и свежа.
Низкорослая полынь, ранние тюльпаны, тобылга, только что раскрывшиеся почки,
покрывали все холмы от Актошы до Семипалатинска,
каждое озерко, каждая лужица были опоясаны зеленым мягким шелком трав."
Наверное вы ощутите, что оба художника - и Абай и Чайковский – очень
тонко чувствовали
природу, красоту родной земли, и хотя Абай о казахской земле,
а Чайковский
о России,
вы обратили внимание, что некоторые моменты
звучали прямо-таки
в унисон.
Стихи и музыка очень близки друг другу. Для нас одинаково
звонко бежали ручьи "Апреле "- "Подснежник" Чайковского, и зеленила степь у Абая, дули ветры с Казахстанских гор
и гудела
вьюга в "Феврале" Чайковского, одинаково прекрасно
пели свои песни русские соловьи и
Казахстанские степны
|