Развитие познавательного интереса младших школьников
через игровые технологии
(методическое пособие)
(из опыта работы Кондратовой Т.Ю.,
учителя начальных классов Шалкарской СШ,
Айыртауского района, Северо-Казахстанской области)
2015 гРазвитие познавательного интереса младших школьников через игровые технологии
В методическом пособии представлен материал из опыта работы учителя начальных классов.
На конкретных примерах учитель показывает подходы к развитию познавательного интереса школьников, проведение различных игр на уроках, развитие творческих способностей. В арсенале форм и методов учителя - методические рекомендации, разработки нестандартных уроков, дидактические игры по предметам, практические задания разной степени сложности, что позволяет учителю сделать каждый урок наиболее эффективным, ярким и незабываемым.
Данное пособие предназначается молодым учителям начальных классов общеобразовательных школ.
2015 год
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности.
Игра - есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
(В.А.Сухомлинский)
Введение
Познавательный интерес - один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Он выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Известный русский психолог и педагог Л.В.Занков писал: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
Если спросить любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться? И как он будет учиться? В ответ мы услышим, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы – учителя начальных классов не хотим, чтобы с первых лет ребенок тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие, от самого учения.
Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.
Считаю необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Таким образом, успешное обучение зависит от познавательного интереса. Он лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.
Развитие познавательного интереса младших школьников через игровые технологии
Вопрос о развитии познавательной деятельности школьников актуален в наши дни. Так как носит поисковый характер. А также положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания.
Существенный вклад в развитие познавательной деятельности школьников внесли работы педагогов и психологов М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина. Исследования, связанные мотивацией учения нашли свое отражение в работах Г.И.Щукиной, Г.И.Морозовой и др.
Многие исследования позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы.
Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, возникновения вопросов. На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи – не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок. При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ходу рассуждений учителя и нередко вставит вопрос или как-то еще выразит свое отношение. При интересной теме дети оживляются, появляется радость на лицах, блеск широко открытых глаз, устремленность вперед, чтобы лучше видеть, слышать.
Вторая группа признаков познавательного интереса связана с изменением поведения учащихся вне урока. После урока не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно выполняют задания для самостоятельной работы, читают дополнительную литературу. Так при изучении темы «Устное народное творчество» ребята подобрали и заучили очень много дополнительного материала. Свои знания они показали во внеклассном мероприятии.
Игра — путешествие «По страницам устного народного творчества»
Для путешествия ребята избрали сказочный транспорт — печь. Побывали на станциях «Загадочная», «Сказочная», «Пословицы», «Считалки», «Заклички», «Игры», «Песенки», «Скороговорки». На станциях отгадывали загадки, пели песни, инсценировали сказки и т.д.
Критерии, выделенные в третью группу – это особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса. Ученик занимается дома чтением познавательной литературы, конструированием, постановкой опытов и т.д.
Приступить к формированию познавательного интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы – значить, обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю.
Самой первой необходимостью развития познавательного интереса – это создание материальных условий, заботливое оборудование урока, это и обстановка – отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, напряженность работы, излишнее утомление.
Использую различный наглядный материал, который способствует овладению учащимися знаний, а не играет роль отвлекающего фактора. Это простота, емкость наглядности и редуцированный сюжет игровой ситуации. Так, например, приглашала на уроки известных героев сказок, веселых человечков, животных, которые задавали детям «хитрые» вопросы, приносили письма, задания. Это Незнайка, Буратино, почтальон Печкин и другие.
Так при изучении темы «Безударная гласная» говорю детям: «Сегодня мы идем в осенний сад, в нем созрело очень много яблок. Но деревья в этом саду волшебные. На них выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами. И сорвать яблоко может только тот, кто правильно подберет подходящее для него слово». Дети вставляют нужную букву, записывают эти слова. Затем с этими словами составляют предложения и небольшие рассказы. Находясь в волшебном саду, дети сами становятся волшебниками.
Нестандартные уроки повышают интерес детей к учебе. Повышается активность даже у пассивных ребят. Очень любят мои ученики уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-аукционы. Так на уроке русской грамоты отправлялись в гости к Зиме, путешествовали по планетам на уроке русского языка, по математике были в сказке «Муха-Цокотуха» и др.
Наряду с наглядностью подготавливается «умственная почва» - накопление предварительных знаний, навыков, начальное представление о изучаемых объектах, элементарное обобщение. А приобрести эти знания помогает занимательность. Она может хоть на некоторое время привлечь детей к занятиям, открыть их сердца к учению.
Учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, я глубоко продумываю, поражаю их воображение, заставляю удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, ребенок как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Так, на уроке математики, ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна. И что сова, живя в среднем пятьдесят лет сохраняет нам пятьдесят тонн хлеба. Или: при весе тела ребенка сорок килограммов в нем тридцать четыре килограмма воды и только шесть килограммов твердых веществ.
Большое значение в развитии познавательного интереса младших школьников имеют игровые технологии.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Содержание игр зависит от основных функций на уроке, от возраста учеников.
Для младших школьников учение – новое и непрерывное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом игровых технологий являются игры формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение.
Вот раздвигается на доске шторка, и перед глазами детей – волшебная дверца. Тихо звучит музыка.
- Это волшебная дверца в страну Знаний. У каждого из вас на партах золотые ключики. Они тоже волшебные. Это ключи к знаниям. Ими мы откроем волшебную дверцу.
Так создается особый эмоциональный настрой, интерес. Детям хочется поскорее открыть эту необычную дверь, чтобы узнать, что ждет их за нею.
Сюжетная игра «Буратино» применяется при составлении примеров.
- Пришел сказочный герой Буратино. Он принес числа …….. и просит вас составить числовые выражения.
Игра «Колобок»
«Колобок» - это мяч, который «катится» - передается детям из рук в руки считая всех ребят в классе. Так проверяется счет. Или дети называют табличные случаи сложения, вычитания, умножения или слова со звуком «р» и т.д.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания, памяти и т.д.
Игра «Продолжи счет» развивает память .Игра «Кто как голос подает?» развивает внимание .Игры-задания с геометрическим материалом развивают мышление. Например: раздать детям геометрические фигуры и дать задание – составить из данных фигур елочку, кораблик, грузовик. Или определить из каких геометрических фигур составлены домик, паровозик.
Например: «Королева Математики попала в беду. А помочь ей сможете, когда решите примеры». Или: «Мы отправляемся в гости к Зиме, а для этого нужно составить предложения».
Дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.
Игра «Ветер»
- Подул осенний холодный ветер. Начался листопад. Давайте из листьев соберем букет.
На листочках с обратной стороны записаны слова. Дети из слов составляют предложения или из предложений рассказ.
«Кошка» - это математическая таблица, ее можно использовать на протяжении всех четырех лет обучения. Кружки – это карманы для цифр. При изучении темы «Нумерация чисел от 1 до 10» дети усваивают все случаи состава чисел в пределах 10.
Отрабатываются табличные случаи умножения и деления, находят искомое число, применяя арифметические действия.
Подобные игры требуют индивидуального подхода к ученикам, знание типа нервной системы каждого из них.
Особым видом игр являются разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается, например записать все примеры с одинаковым ответом или вставить в слово пропущенную букву и др. Очень любят дети задачи в стихах, включение пословиц в задания, толкования слов.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творчески- поисковой деятельности.
Решить удобным способом: (40+10)-7 (60+10)-4
Вставить числа в окошечки: 80= +10
Игра «Подбери ключ».
К доске прикрепляется нарисованный домик с огромным замком. В замок помещается карточка с числом, служащим ответом на пример. Кроме этого, имеется набор «ключей» с записанными на них примерами. Дается задание подобрать ключ, которым можно открыть домик. Эту же игру применяю при изучении других тем, а также на уроках русского языка.
В процессе игры общеучебных умений и навыков формируется самостоятельная работа. Для этой цели использую опорные схемы, кластеры.
Например, игра «Магазин», в ходе которой учащиеся составляют ряд задач, заданий по схемам.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимает умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса. На отдельных этапах урока провожу игру «Учитель – ученик». Ученики пробуют свои силы в роли учителя, другие – оценщика, третьи – контролера.
Например, в игре «Корректировщик» в карточке записаны слова с ошибками. Ученик находит это слово и исправляет ошибку. Второй ученик объясняет правильное правописание, третий – контролирует. Или еще пример: один ученик составляет задачу, другой решает ее, а третий оценивает правильность решения.
Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий друг у друга. Больше всего дети любят работать с перфокартами.
Игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Игры и игровые ситуации я продумываю, но часто они возникают экспромтом. Обычные упражнения называю «Угадай-ка», «Называй-ка», «Повторяй-ка» и т.д.
Много внимания уделяется отработке навыков каллиграфии и орфографии письма. Работу над каллиграфией провожу не только коллективно, но и дифференцированно: одни дети пишут соединения букв, слоги, слова, предложения, другие – по индивидуальным карточкам-опорам.
Формирование орфографической зоркости также осуществляется через игровые технологии. На каждом уроке русского языка идет работа над ошибками, комментированное письмо, система тренировочных упражнений.
Развитие речи – одна из основных моих задач. Дети рассказывают сказки, пересказывают прочитанное, говорят о своих личных делах, обсуждают фильмы, события. Но развивать речь – это не только давать возможность учащимся больше говорить или писать, но и целенаправленно учить речи на каждом уроке. Развивать речь – это значить систематически, планомерно работать над обогащением словарного запаса, грамотным оформлением речи, правильным произношением, содержанием связного высказывания.
Обогатить словарный запас – это усвоить новые, ранее неизвестные учащимся слова, а также новые значения тех слов, которые имелись в их словарном запасе. Такую словарную работу проводить на каждых уроках, используя тематический принцип. Предметные и сюжетные картинки являются предметом беседы и пополнению словарного запаса учащихся.
Игра «Кто больше» учит детей подбирать близкие по значению слова, называть одним словом и уточнять смысл. Игра «Кто лучше» формирует умение употреблять в речи слова в точном соответствии.
Серьезное внимание уделяется работе над выразительностью чтения, подражание голосам персонажа. Очень любят учащиеся коллективные чтения в классе. Читаю не просто выразительно, а художественно. Это позволяет детям и мне испытывать одинаковые чувства, переживать за судьбы героев, находить общий язык. Чтобы увлечь ребят на уроках литературного чтения, ввожу минутки поэзии, чтение по ролям, использование музыки, живописи, художественного слова, использую элементы драматизации и театрализации. Детям очень хочется быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями. К прочитанным произведениям дети рисуют иллюстрации, развивается воображение, талант, внимание, интерес.
Развитие познавательных интересов через игровые технологии не ограничивается уроками, а продолжается во внеурочной работе. Это проведение утренников, конкурсов, КВНов, викторин, экскурсий, игр-путешествий.
Работа проходит в тесном контакте с родителями учащихся. Родители помогают оформить кабинет, изготовить наглядные пособия, а также привлекаются мною к активному учебно-воспитательному процессу. Они постоянные члены проводимых внеклассных мероприятий, включаются в проведение праздников, экскурсий. Родители – помощники, от них зависит многое. Я уважительно отношусь к каждому, ищу нужные подходы, чтобы вместе педагогически правильно воздействовать на ребенка. Многие родители – это бывшие мои ученики.
Стремлюсь воспитывать в детях лучшие человеческие качества: любовь к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, бережное отношение к природе. Заботясь о здоровье детей, провожу работу по привитию навыков культуры поведения, учу детей быть опрятными, вежливыми, бережно относиться к товарищам, к дружбе.
Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. Игровые формы обучения, развивающее обучение являются наиболее эффективной технологией усовершенствования образовательного процесса.
В игре ребенок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры учитель учит детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям, к постижению нового.
Итак, игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике. А значит является деятельностью, в которой отражаются правила и условность игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.
В связи с этим хочется отметить, что игровые формы обучения являются наиболее эффективной технологией усовершенствования образовательного процесса в 12 летней школе. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующего его педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Учащиеся с удовольствием ходят в школу, испытывают радость от учения. На уроках у меня нет скучающих глаз, грустных лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок – сказка "Муха-Цокотуха"
Математика в 4 классе
Тема: Повторение и обобщение за курс начальной школы.
Цель урока: 1) формировать умение находить значение выражений, решать простые и сложные уравнения, решать задачи на движение, чертить отрезки заданной длины;
2) развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и читать многозначные числа;
3) воспитывать интерес к предмету, чувство дружбы, взаимопомощи, уважения, бережное отношение к животным, к природе.
Технология: на деятельной игровой основе.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы обучения: групповая, общеклассная, индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Вид урока: урок-сказка.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: портрет К.И.Чуковского, книга «Муха-Цокотуха»; картинки мухи, комара, паука, бабочки, пчелы, самовара, чашек; индивидуальные карточки, оценочные листы, карточки для групповой и индивидуальной работы; грамзапись.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
1. Приветствие Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие, захотели вновь прийти.
2. Запись числа в тетради.
II. Мотивация.
- Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке .На уроке мы будем решать задачи, уравнения, находить значение выражений, чертить отрезки, логически мыслить, и помогать друг другу.
А результаты своей работы будете записывать в оценочные листы.
- К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. (портрет писателя) Он принес с собой сказку. А какую, вы узнаете, выполнив «математический диктант».
III. Математический диктант.
1 Жук жужелица за ночь съедает 15 гусениц. Сколько гусениц съедят 5 жужелиц?
2 Бабочка – бражник делает48 взмахов крылышками в секунду, а майский жук 12. Во сколько раз чаще машет крыльями бабочка?
3 Пчеловод из одного улья вынул 2100 граммов меда, а из второго – 3200 гр. На сколько больше меда пчеловод вынул из второго улья?
4 Стрекоза за 1 час поймала 20 мух. Сколько мух она поймает за 7 часов?
5 В лесах растет 110 видов ягод и грибов. Из них 60 видов несъедобные. Сколько видов съедобных?
6 У пчелы 4 крыла, а у комара 2. Сколько крыльев у 20 насекомых?
(После проверки ответов, на доске вывешивается название сказки - «Муха-Цокотуха»)
IV. Работа по теме.
1. Определение порядка действий.
- Итак, сказка начинается……..
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (рисунок Мухи)
- А какую денежку, вы узнаете, когда сосчитаете пример:
12 * 2 + 16 +36 : 1 – 15 * 5 = 1
Пошла Муха на базар
И купила самовар. (рисунок самовара)
- Вот какой самовар она приобрела. (на самоваре карточки с примерами решают устно)
2. Выполнение арифметических действий.
- Самовар «вскипел», угощение готово.
« Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха –
Именинница!
- Букашками будете вы. Две «букашки» идут к доске «есть» крендельки, а остальные будут «пить» чай из чашек. (на чашках примеры трех уровней)
- Приятного вам аппетита!
Желтые чашки: 19034+381*126=
Синие чашки: 13568:1024-56*16=
Красные чашки: 103+984574:82-3118=
Крендельки: (203*29+58*104) : 87=
53008*12+ (37806-30426) : 6=
3. Решение задач.
1) Коллективное решение задачи.
Приходила к Мухе Бабушка – пчела,
Мухе – Цокотухе меду принесла …… (рисунок Пчелы)
Задача.
Из двух ульев навстречу друг другу вылетели две пчелы. За два часа они пролетели 34 км. Одна пчела летела со скоростью 8 км/ч. С какой скоростью летела другая пчела?
2) Решение задач в группах.
А) От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Через 6 часов расстояние между ними было 360 км. Один из них шел со скоростью 28 км/ч. С какой скоростью шел другой теплоход?
Б) Со станции одновременно вышли два поезда в противоположных направлениях. Скорость одного – 72 км/ч, а другого – 68 км/ч. Через сколько часов поезда будут находиться на расстоянии 560 км друг от друга?
В) Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 7 часов. Скорость одного поезда 45 км/ч, а скорость другого на 3 км/ч больше. Найди расстояние между городами.
4. Физкультурная минутка.
«Бабочка – красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?»
(рисунок Бабочки)
(Дети под звуки музыки танцуют – «порхают» как бабочки)
- Это интересно! Бабочка пробует еду не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком.
Самая большая бабочка – Королева Александрии.
Бабочка Аполлон в случае крайней опасности падает на землю, распахивает крылья, показывает яркие пятна, скребет ножками и угрожающе «шипит».
5. Решение уравнений.
Вдруг какой – то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
(рисунок паука на паутине)
«Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»
1344 : х = 511 – 487 ( х – 59) * 37 = 7548
6. Воспитательный момент.
Но жуки – червяки испугались,
По углам, по щелям разбежались:
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки,
А букашки под кровать – не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай – погибай, именинница!
- Вот так друзья? Никто не помог имениннице! Стыдно за таких гостей. А как бы вы поступили? (ребята высказывают свое мнение)
7. Преобразование величин.
А) Эти «страшные» события начались в 15 часов 45 минут и длились 20 минут. Во сколько они закончатся? (16ч 05 мин)
Б) А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, за кусток, под мосток и молчок!
- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите в сантиметры, миллиметры.
3м = ….. см 2 м 04 см = …. см 1 м 20 см = …. мм
8. Построение отрезков.
А злодей –то не шутит,
Руки – ноги он Мухе веревками крутит …
- Первая веревка – 12 см. Начерти отрезок. Вторая – в 3 раза короче. Начерти. Третья – на 5 см длиннее, чем вторая. Начерти. А четвертая – одна третья часть третьей веревки. Начерти.
9. Название геометрических фигур.
Вдруг откуда – то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
(рисунок Комара)
- Рассмотрим этот фонарик под «увеличительным» стеклом. Из каких фигур он состоит? (фонарик из геометрических фигур)
10. Нумерация многозначных чисел.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
- Вы будете комариками. Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине. Если будет ошибка, Паук «выпьет кровь» и у Комарика. (называют числа)
Комар Муху за руку берет и к окошечку ведет ….
«Слава, слава Комару – победителю;» …..
Музыканты прибежали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился? Чем? Что было на этом уроке? Какие задания мы выполняли?
- Полезны ли насекомые из сказки? Чем? А нужны ли вредные насекомые?
Про всех на свете.
Все – все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
Да, если мы с кем – то не очень дружны –
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
VI. Оценки.
«5» - бабочка
«4» - божья коровка
«3» - гусеница
VII. Домашнее задание.
VIII. Оценка урока гостями.Урок-путешествие по Королевству Грамматики.
Русский язык в 4 классе
Тема: «Местоимение (закрепление)»
Цель: систематизировать и обобщить знания по теме «Местоимение»; совершенствовать умения применять изученные правила;
развивать орфографическую зоркость, мышление, письменную и устную речь;
воспитывать чувство дружбы, интерес к познанию, любовь к предмету.
Оборудование: кластеры, карточки для индивидуальной, групповой работы, рисунки королевств, оценочные листы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Встали ровно! Посмотрели друг на друга, улыбнулись! Посмотрели на гостей, улыбнулись! Посмотрели на меня, улыбнулись! У всех поднялось хорошее настроение!
II. Минутка чистописания.
А) Запись числа
Б) Словарное слово (понедельник)
- Какой сегодня день недели? Понедельник – недел в устаревшем значении - воскресенье. По неделе, т.е. после воскресенья.
- составьте предложение со словом понедельник.
В) Шифрограмма (местоимение)
- Я вам приготовила шифрограмму. Здесь зашифровано слово:
М * С Т * * М * Н * *
- Почему оно так называется?
Г) Тема и цель урока
- Вот тема нашего урока. Сегодня мы будем обобщать имеющиеся знания о местоимении. А результат своей работы будете отмечать в оценочных листах.
III. Работа по теме.
1) Повторение правил о местоимении.
- Посмотрите на страну Грамматики ( рисунки). Сколько много в ней королевств! В одних королевствах мы уже побывали, а другие еще предстоит изучить.
- Почему королевство Существительное и Местоимение рядом ?
Местоимения делятся на несколько групп, но мы изучаем личные местоимения.( кластеры)
Местоимение
Указывает на предмет, но не называет его.
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Я, МЫ ТЫ, ВЫ ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
Изменяются
По падежам (склоняются) В 3 лице по родам и числам
Пишутся
С предлогами пишутся отдельно
В 3 лице после предлогов пишется буква Н
Роль в предложении
Подлежащее, дополнение, обстоятельство
2) Найди местоимения и определи лицо.
Навстречу солнцу и весне За то, друзья, мы так отчизну любим,
И он, и ты, и я Что на земле прекрасней всех она!
Идем сегодня по стране Всего родней, всего для нас дороже
Как дружная семья. Ты, наша мать, любимая страна.
3) Изменение местоимений.
- А как изменяются местоимения? (кластер)
Просклоняйте местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они. (по вариантам)
4) Определи падеж у местоимений.(индивидуальные карточки)
Карточка № 1
Я посмотрела на него. Хорошее у него было в тот момент лицо. Осторожный восторг и ласковое любопытство делали его таким.
Карточка № 2
Концерт пианиста мне понравился. Его игра произвела на меня прекрасное впечатление.
Карточка № 3
Из-за леса медленно выплыло солнце. Оно осветило землю. Под его лучами заиграло озеро. В нем отражались кусты, деревья, птицы.
Карточка № 4
Я вчера весь вечер звонил тебе, но у тебя постоянно было занято.
. Карточка № 5
Я учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю его и давно дружу с ним.
Карточка № 6
У меня есть бабушка. Она живет далеко от нас. Но я езжу к ней каждое лето.
Карточка № 7
У меня есть сестра. Вечером я хожу за ней в детский сад.
5) Физминутка.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.
6) Вставь пропущенные местоимения в нужном падеже.(индивидуальные карточки)
Приехал к (ты) --------- Видел (он) ---------- Убежать от (ты) ---------
Были у (я) /-------------- Прийти за (ты) ----- Спорить со (я) -----------
Подарил (она) --------- Собираться у (я) ---- Спрашивать о (он) -----
Посмотрел на (он) ------- Ходил к (он) -------- Видел (она) ------
Говорил с (они) --------- Был с (они) -------- Ходил к (они) ---------
Играл с (они) ---------- Спросил у (он) ------ Рассказывал о (она) -----
Горжусь (она) --------- Пришел ко (я) ------ Купил у (ты) -------
Рассказали (я) -------- Бежать за (ты) ------ Позвонил (он) --------
Похож на (вы) -------- Говорил с (они) ---- Посмотрел на (они) -----
Ходил к (он) -------- Вспоминал о (она) --- Заходи ко (я) ---------
7) Написание местоимений.
- А как пишутся местоимения? (кластеры)
Вставь пропущенные местоимения. (работа в парах по перфокартам)Ты уехал далеко. Жалею, что нет _____. Хочу приехать к _____ на каникулы. Давно уже не видел ______. Буду отдыхать на каникулах вместе с _______. Очень беспокоюсь о _______.На _____ прикрикнула старуха, на конюшню служить ______ послала. «Как ______ смеешь, мужик, спорить со ______, со _____, дворянкой столбовою.Охотник пошел в лес За _____ бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг _____ навстречу выскочил заяц. Собака бросилась за _____. Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На _____ было маленькое озеро. Там были дикие утки. Охотник осторожно подкрался к уткам, но _____ почуяли опасность и улетели.К _____ в класс пришел новый ученик и быстро подружился с _____. У _____ в классе сложился хороший коллектив. ______ все дружные ребята.
Отпустил _____ рыбку золотую и сказал _____ ласковое слово. На _____ старуха не взглянула, лишь с очей прогнать ______ велела.
8) Роль местоимения в предложении. (кластер)
Письмо под диктовку.
Мы встали рано утром. Пришел ко мне знакомый лесник.
9) Редактирование текста.
- При написании сочинений и изложений есть правило составлять тексты без повторов слов. С помощью какой части речи можно устранить ошибки?
- Сегодня вы побываете в роли редактора. (работа в группах)
Елка
Я увидел елку. Елка росла в тени, и оттого сучья у елки были опущены вниз. Теперь после рубки леса елка оказалась на свету. Каждый сук елки стал расти кверху. Под елкой был шалашик.
Сказка
Жила-была сказка. Родилась сказка не в волшебном царстве, а на нашей земле. В старину сказку люди передавали из уст в уста. Ходили слухи о сказке, что сказка мудрая и дарит людям хорошее настроение.
Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
IV. Итог урока. Оценки.
- Итак, мы с вами еще раз «прошлись» по королевству «Местоимение», повторили признаки личных местоимений.
V. Домашнее задание
Упражнение 341, стр. 94, памятка на стр. 43
Урок познания мира в первом классе
Тема: Как зимуют животные.
Цель: дать понятие детям о том, как животные зимуют; довести до сознания детей, что животные живут по-разному; особенность приспособления к морозу;
развивать речь учащихся, пополнять словарный запас;
воспитывать бережное отношение к животным; показать заботу человека о животных.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: картина «Зима», иллюстрации и картинки о животных, тетради, карточки, маски животных, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение материала о зиме
1. Стихотворение:
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветви, как рога.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лег на крышу снег….
2. – Какие изменения в неживой природе произошли зимой?
(Рассказы детей по картине «Зима»)
Солнце не греет, поднимается не высоко. Дни короткие, ночи длинные. Земля покрыта снегом, водоемы покрыты льдом. Почва замерзла; мороз, буран, метель. III. Работа по теме.1. Зима – снежное, морозное, холодное время года. Она повлияла на жизнь всех диких животных. Одни животные впадают в спячку, другие с осени запасли себе корм на зиму, третьи – ведут активный образ жизни.
- А на какие группы делятся животные? (млекопитающие, земноводные, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, насекомые)
2. Прыг – скок трусишка, хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой.
Одежда в два цвета: на зиму и лето.
- Кто это? Где живет? Чем питается? Почему не запасает корм? (рассказы детей)
Сценка «Сорока и Заяц».
- Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызешь ее и даже не жмуришься!
- А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще меда покажется!
3. - Кто это? Пушистой маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушеные грибы.
(рассказы детей о белке)
- Это интересно! У заботливой белочки бывает от 3 до 5 гнезд, которые как у птицы, устроены из веточек и сучьев. Внутри гнездо сухой, мягкой подстилкой выстлано: тепло, уютно. Свернется белочка пушистым клубочком, пушистым хвостиком накроется и спит в морозные дни.
4. – Кто это?
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Сценка «Недовольная лиса».
Заяц – беляк все лето серым был, а сейчас вон весь в белом щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом!
- Почему лиса осталась недовольной?
(рассказы детей о лисе)
Сценка «Кабанчик и лисенок».
- Ой, Кабанчик, здравствуй! Ай – ай, ты же совсем голый! Щетинка редкая, да еще и жесткая. Как же ты зимовать будешь?
- Лисенок, а ты до чего худой! Хребет один, кожа да кости, как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая к зиме становится, шубка теплая – теплая получается: не замерзну!
- А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!
(- Что помогает перезимовать дикому кабану?)
5. – Кто это?
Зубова - то, серовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(рассказы детей о волке)
6. Многие животные никаких особых кладовых на зиму себе не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осень, станут толстыми – претолстыми, жирными – прежирными и все тут. И когда зверю нечего есть, жир проникает в кровь, как пища, через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Так устраивается медведь, еж, барсук.
(рассказы детей о медведе, барсуке, еже)
- Это интересно! А у медведицы, в январе-феврале появляются 2-3 медвежонка, которые весят 500-600 граммов. Вес же взрослого медвежонка от 100 до 640 кг. Если бы вес медвежат был большим. То им бы не хватило молока матери. А для кормления малышей достаточно и запаса жира медведицы.
7. Рассказы детей о косулях, лосях, мышах.
IV. Физминутка
V. Работа в тетрадях.
«Кто где живет?» (соедини линиями)
Медведь дупло
Заяц нора
Белка под кустом
Волк берлога
VI. Рассказ учителя о том, как зимуют рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
VII. Игра «Для кого эти лакомства?»
Орехи, желуди, семена, сено, шишки, грибы, ягоды, соль.
VIII. Заполни таблицу
Распредели по группам зимовки:
Впадают в спячку делают запасы не запасают
(дети распределяют картинки с изображением животных в таблицу)IX. Итог урока- О ком мы сегодня узнали?-Найди животных и раскрась.
Интегрированный урок по русской грамоте и трудовому обучению в 1 классе.
Тема: В гости к зиме. Работа с бумагой (аппликация)
Цель: обучить технологии выполнения аппликации, формировать умение вырезать из прямоугольника овал, из квадрата кружок; расширять словарный запас слов, развивать связную речь, умение читать; воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание создавать новое и интересное своими руками.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: интегрированный
Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, образец аппликации, картина «Зима», рисунок зайца, Букварь.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой
II. Русская грамота
1. Сообщение темы и цели урока ( загадка)
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
- На уроке мы поговорим о зиме, выполним аппликацию животного.
2. Ассоциация
А) – Зима… Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (холодно, грустно, радостно, весело…)
Б) - Закройте глаза. Тот до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (снег, лед, холод, санки, метель, Дед Мороз…)
В) Стихотворение о зиме Е. Ртищева.
3. Работа по картине «Зима».
-Что Зима сделала с природой? ( ответы детей)
4. Чтение по Букварю рассказа «Зима пришла» страница 125.
- О каких животных мы прочитали? Что прочитали? (ответы детей)
- А вы кормите птиц зимой?
5. Физминутка.
Выпал беленький снежок. Мы на саночки садимся
Соберемся мы в кружок. И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег, Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех. Мчимся мы быстрее всех.
III Трудовое обучение.
1. Тема, цель урока.
А) – Каких еще животных можно встретить зимой? (ответы детей)
Б) -Отгадайте, аппликацию какого животного будем выполнять на уроке?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
2. Анализ изделия (образец)
А) внешний вид
Б) образ жизни ( где живет? чем питается?)
В) части тела
3. Объяснение последовательности выполнения аппликации.
А) туловище Б) голова В) уши Г) лапы Д) хвост Е) глаза, нос
4. Практическая работа
А) техника безопасности
Б) аккуратность
5. Физминутка.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднялись,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
6. Бережное отношение к животным
7. Выставка работ.
- Посадите зайчиков на лесной полянке (плакат)
- Какой зайчик получился веселый, грустный, смелый, маленький, трусливый, большой….?
IV. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Что делали?
V. Оценки – поощрения
- От зайчиков вам морковка
VI. Уборка рабочего места.
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: «Три дочери. Татарская народная сказка».
Цели и задачи урока. Формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения; умение выделять главную мысль сказки; определять основные черты характера героев;
Развивать логическое, аналитическое мышление и память, умение последовательно излагать свои мысли; пополнять словарный запас;
Воспитывать нравственные качества, чувство долга и ответственности перед матерью, чувство благодарности за её любовь, труд, терпение.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование: иллюстрации животных, тетради, альбомный лист, цветные карандаши, оценочные листы-солнышки, геометрические фигуры и магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Проверка готовности.
- Мы продолжаем изучать раздел «Ласковые руки и добрые сердца». Дома вам нужно было дочитать сказку Е.Шварца «Два брата». А на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой «Три дочери».Вы можете показать как умеете читать, пересказывать, логически мыслить, отвечать на вопросы, чувствовать ответственность перед матерью, быть благодарными за её любовь.
- А оценивать ваши ответы мне помогут «солнышки». Если ответ правильный, то солнце ярко светит на небосклоне – рисуете длинный лучик. Если ответ не полный, не точный, то солнышко прячется за тучу – лучик короткий. Если ответа нет или неверный, то появится грозовая туча – лучика нет. Но я надеюсь, что этого не случится.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассказать заключительную часть сказки «Два брата» Е.Шварца. (2-3 ученика)
2. Вопросы по содержанию сказки:
- Почему Младший брат был очень грустным и смотрел прямо перед собой?
- Почему Старший брат бежал осторожно, а потом даже остановился?
- Кто помог братьям и почему?
- Какова главная мысль сказки? (добро возвращается добром, сила братской любви)
3. Письмо Старшему брату с оценкой его поступка (зачитывание нескольких писем).
III. Работа по теме.
1. Вступительное слово.
Сказка по лесу идёт-
Сказка за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это сказок хоровод!
- Что такое сказка? Из каких частей состоит сказка? Что значит народная? На какие виды делятся сказки?
2. Знакомство со сказкой
Чтение учителем сказки стр. 137-138 (вывешиваются картинки животных)
3. Словарная работа
Наткать холста, вовек неразлучна, день-деньской, ярмарка.
4. Осмысливание прочитанного.
- Понравилась вам сказка?
- Кто герои сказки?
- Что понравилось и кто?
- Какое настроение вызвала сказка?
- К какому виду относится эта сказка?
5. Чтение сказки учащимися стр. 137-138
6. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Пчёлка кружится и вьётся.
7. Анализ сказки и пересказ.
1) - Найди зачин сказки. Рассказать начало сказки
- Трудно ли было женщине растить дочерей? Докажи это, найди строчки в сказке.
- Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну»?
- Сёстры сравниваются с ласточками, с луной. Как называется этот приём в литературе?
2) - Что случилось с матерью через несколько лет?
- Как поступила старшая дочь?
- Какая причина была у средней дочери?
- Как проступила младшая дочь?
- Уважительные ли причины были у старшей и средней дочери? Какая причина может быть уважительной в таком случае? Или самое главное – это больная мать?
3) - Что пожелала белочка младшей дочери? Прочитай. С какой интонацией надо их читать?
- Считаете ли вы хорошим пожелание приносить людям добро? Хотели бы вы приносить всем «сладость и радость»?
4) - Чем закончилась сказка?
- За что младшую дочь все любили? Какой она была в жизни?
8. Составление портретной характеристики дочерей.
(Запись в тетради в виде кластера)
- Чем похожи три дочери? - Чем отличаются?
Давайте придумаем имена трём девушкам. Кому дадим самое красивое имя? Почему?
- На какую дочь вы хотели бы походить?
- Кого вам жалко в сказке? Почему?
- В кого бы вы превратили дочерей или не стали бы этого делать? Почему?
9. Определение основной мысли сказки.
- Почему эта сказка живёт много сотен лет в народе? В чём мудрость сказки? (чувство долга и ответственности перед матерью, чувство благодарности за её любовь, труд, терпение)
- Какие пословицы о маме вы знаете?
10. Сделать мультфильм по сказке (работа в парах).
- Часто по сказкам делают мультфильмы. Вот и мы побудем в роли мультипликаторов. Какие кадры будут в мультфильме? (можно инсценировать)
- Сочини начало сказки. Какими были три сестры? Как они относились к матери?
11. Моделирование сказки (работа в группах).Из геометрических фигур составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.
Мать –
Дочери –
Белочка –
Два таза –
Холст
Всё бросила –
Цветочек –
IV. Итог урока.
- Понравился урок?
- Что узнали на уроке?
- Чему учит сказка?
V. Домашнее задание.
Читать стр. 137-138, рассказать сказку маме, нарисовать картинку – кадр.
VI. Оценки.
- Поднимите все свои солнышки. (комментирование оценок)
- Посмотрите, как светло стало в нашем классе.
- Мне было интересно с вами работать.
Большое спасибо.
|