Пятница, 31.01.2025, 06:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Каймульдина Гульнур Наукановна педагог-психолог

Агрессия и делинквентное поведение

(Семинар для родителей и педагогов)

 

Каймульдина Гульнур Наукановна

педагог-психолог КГУ «Кабинет психолого-

педагогической коррекции Айыртауского

района» акимата СКО МО и науки РК

 

1.     Взаимосвязь агрессии и делинквентного поведения.

2.     Психодиагностика и психокоррекция агрессивного поведения.

 

Агрессия – это тенденция в реальном поведении или фантазиях с целью подчинить себе других (Змановская Е.В.).

Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому (Бэрон Р., Ричардсон Д.)

Агрессивность – личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности и заключающаяся в деструктивных реакциях на различного рода раздражители (Овчарова Р.В.).

Каждый возрастной этап име­ет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям не­редко сопровождается различными проявлениями агрессивного по­ведения.

 

 

Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, про­тивозаконные действия по большей части сопровождаются агрес­сивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилпло­щади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вы­могательства денег). В случае других, насильственных, преступле­ний непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения за­прещается законом и контролируется государством.

 

 

 

Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и аг­рессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего может быть следствием подра­жания. В качестве образцов для подражания могут выступать род­ственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в под­держании агрессивного поведения играет делинквентная субкуль­тура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свобо­ды — все эти социальные институты формируют устойчивое аг­рессивное поведение.

 

 

 

 

И.А. Фурманов (1996) предлагает осуществлять коррек­цию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Ус­тановлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2.  Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, дспрессивностью, фрустрационной толерантностью, повы­шенной чувствительностью к оценкам и действиям к их мичности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряжен­ностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, ха­рактеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым са­моконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативиз­мом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличают­ся «мимозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, отмечает Р.В. Овчарова, анализируя исследования Фурманова И.А., агрессивных детей

1-й блок Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга реша­ются следующие задачи: осознание собственных потреб­ностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состоя­ния; формирование адекватной самооценки; обучение спо­собам целенаправленного поведения; внутреннего само­контроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования буду­щего.

2-й блок «Тренинг эффективности родителей».

Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических усло­вий для преодоления родительских ограничений и приоб­ретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение увереннос­ти в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

 

 

 

 

3-й блок «Тренинг психологической компетентности учи­теля».

Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обуче­ния эффективным способам взаимодействия с ними сред­ствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентифика­ция собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования от­рицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных за­жимов и ограничений; освоение методики контакта с не­благополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.

 

Необходимо  осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового из­менения поведения (А.И. Фурманов, 1996):

1-й шаг. Осознание: расширение информации о соб­ственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2-й шаг, «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.

3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.

4-й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.

5-й шаг. «Катарсис»: ощущение и выражение собствен­ного отношения к проблеме агрессивности.

6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие реше­ния действовать, формирование уверенности в способно­сти изменить поведение.

7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возмож­ных замен агрессивному поведению.

8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или про­тивостояние стимулам, провоцирующим агрессивное по­ведение.

9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощре­ние со стороны окружающих за изменением поведения.

10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного по­ведения.

 

В работе с агрессивными детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста показаны психогимнастика, изо-терапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирова­ние у детей моральных представлений, развитие способ­ности понимать и адекватно выражать свое эмоциональ­ное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психо­моторных функций.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (19.02.2014)
Просмотров: 651 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск