Агрессия и делинквентное поведение
(Семинар для родителей и педагогов)
Каймульдина Гульнур Наукановна
педагог-психолог КГУ «Кабинет психолого-
педагогической коррекции Айыртауского
района» акимата СКО МО и науки РК
1. Взаимосвязь
агрессии и делинквентного поведения.
2. Психодиагностика
и психокоррекция агрессивного поведения.
Агрессия – это тенденция
в реальном поведении или фантазиях с целью подчинить себе других (Змановская
Е.В.).
Агрессия – любая форма
поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому (Бэрон Р.,
Ричардсон Д.)
Агрессивность – личностная
характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности и
заключающаяся в деструктивных реакциях на различного рода раздражители
(Овчарова Р.В.).
Каждый
возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные
требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко
сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное
(противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные
действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут
быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный
характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения
жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства
денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется
враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного
поведения запрещается законом и контролируется государством.
Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией
неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов,
прежде всего может быть следствием подражания. В качестве образцов для
подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди.
Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура.
Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы — все эти социальные
институты формируют устойчивое агрессивное поведение.
И.А. Фурманов (1996) предлагает
осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе,
выделяя четыре категории детей:
1. Дети, склонные
к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия
преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются
смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом.
Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом
развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации
влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной
агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью,
дспрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к
оценкам и действиям к их мичности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства
и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.
3. Дети,
склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной
импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и
низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.
4.
Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимозоподобностью», ранимостью,
впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство,
завышенная самооценка, консерватизм.
Таким
образом, отмечает Р.В. Овчарова, анализируя исследования Фурманова И.А.,
агрессивных детей
1-й
блок Коррекционный блок
для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного
типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является
поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения
потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются
следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование
негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения;
внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных
импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и
планирования будущего.
2-й блок
«Тренинг эффективности родителей».
Программа
для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание
психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения
нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической
тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие
задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и
взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и
приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми
все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного
взаимодействия с детьми.
3-й
блок «Тренинг
психологической компетентности учителя».
Третья программа имеет целью
информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности
подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам
взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга
решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных
эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми;
обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и
приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных
зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми
различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.
Необходимо
осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель
пошагового изменения поведения (А.И. Фурманов, 1996):
1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной
личности и проблеме агрессивного поведения.
2-й шаг, «Переоценка
собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем
поведении и себе самом.
3-й шаг. «Переоценка
окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.
4-й шаг. «Внутригрупповая
поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы
агрессивного поведения.
5-й шаг. «Катарсис»:
ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.
6-й шаг. «Укрепление»:
поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в
способности изменить поведение.
7-й шаг. «Поиск
альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению.
8-й шаг. «Контроль
за стимулами»: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим
агрессивное поведение.
9-й шаг. «Подкрепление»:
самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения.
10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в
социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.
В работе с агрессивными детьми дошкольного
и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изо-терапия, игровая
коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения,
формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и
адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации,
тренаж психомоторных функций.
|