Пятница, 31.01.2025, 06:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Каппасова А.К. Педагог-логопед

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

                                                               Педагог-логопед КГУ «Кабинет

Психолого-педагогической коррекции Айыртауского района»

акимата СКО МОН РК

Каппасова А.К.

 

  Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим  возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошколных учреждений не специального типа.

   Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это преодоление  имеющихся  нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон и качества речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция  и доразвитие  других  психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесное – логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая  работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как  нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающим в первую очередь, что вызывают беспокойство у родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

·        ухудшение экологической обстановки;

·        увеличение числа патологии беременности;

·        увеличение количества родовых травм;

·        ослабление здоровья и рост детской заболеваемости;

·        различные социальные причины;

·        речевое окружение ребенка,

·         


  Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте в дальнейшем могут повлечь за собой целый  ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. 

  По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3хлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие более сложные речевые патологии. что способствует их ранней коррекции .

  Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании  правильной речи детей принадлежит воспитателям детских  учреждений. Если одной из задач логопеда является  коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка , то задачей воспитателя  является  формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа  воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом , воспитание  звуковой культуры  речи является составной частью  системы работы по развитию речи. Основными  компонентами звуковой культуры речи являются  ритмико-мелодическая сторона речи(интонация) и звуки речи(система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой  стороны речи включает в себя несколько этапов:

1.      подготовительный;

2.     этап появления звука;

3.     этап усвоения и автоматизации звука(правильное произношение звука в связанной речи);

Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают  в себя:

·        развитие слухового внимания детей;

·        развитие  мелкой моторики пальцев рук у детей;

·        развитие подвижности артикуляционного аппарата;

·        уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате  такой  поспешности дети  оказываются  неподготовленными  к последовательной  целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития. При  обследовании детей , нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую  мышцы пальцев рук у них слабые. Дети не могут точно воспроизвести заданную позу,  не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Дети при проведении  пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использование пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми.

        Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Коллективная форма работы с детьми эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи у ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков.

        Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

        В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (19.02.2014)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск