О
профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Педагог-логопед
КГУ «Кабинет
Психолого-педагогической коррекции Айыртауского
района»
акимата СКО МОН РК
Каппасова А.К.
Статистика показывает, что в настоящее время
наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по
предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей
детских дошколных учреждений не специального типа.
Логопедическая работа в детском дошкольном
учреждении включает в себя несколько направлений. Это преодоление имеющихся
нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений
речи, профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование
разных сторон и качества речи при отсутствии нарушений, параллельная
коррекция и доразвитие других
психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание,
зрительная и речевая память, словесное – логическое мышление. Зачастую, вся
логопедическая работа воспринимается
только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного
произношения у детей. Это понятно, так как
нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающим в первую очередь,
что вызывают беспокойство у родственников ребенка. Но при таком подходе к
логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним
из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых
нарушений у детей дошкольного возраста.
Каковы же причины возникновения речевых
нарушений?
Среди
последних можно выделить:
·
ухудшение
экологической обстановки;
·
увеличение числа
патологии беременности;
·
увеличение
количества родовых травм;
·
ослабление
здоровья и рост детской заболеваемости;
·
различные социальные
причины;
·
речевое окружение
ребенка,
·
Нарушения звуковой культуры речи,
возникшие в дошкольном возрасте в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие
фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и
буквенного анализа слов, бедность словарного запаса, нарушение грамматического
строя речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о
своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало
целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с
3хлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а
зачастую выявить у детей данного возраста другие более сложные речевые
патологии. что способствует их ранней коррекции .
Речь ребенка формируется в процессе общения с
окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит
воспитателям детских учреждений. Если
одной из задач логопеда является
коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии
ребенка , то задачей воспитателя
является формирование речи детей
при нормальном речевом развитии. Программа
воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех
сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи,
звукопроизношения. Таким образом , воспитание
звуковой культуры речи является
составной частью системы работы по
развитию речи. Основными компонентами
звуковой культуры речи являются
ритмико-мелодическая сторона речи(интонация) и звуки речи(система
фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько
этапов:
1. подготовительный;
2. этап появления звука;
3. этап усвоения и автоматизации звука(правильное
произношение звука в связанной речи);
Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах
речевой работы. Они включают в себя:
·
развитие
слухового внимания детей;
·
развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
·
развитие
подвижности артикуляционного аппарата;
·
уточнение
артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно
времени. В результате такой поспешности дети оказываются
неподготовленными к
последовательной целенаправленной
речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого
развития. При обследовании детей ,
нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что
зачастую мышцы пальцев рук у них слабые.
Дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности
вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в
движениях. В чем же причина таких нарушений? Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют
движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим
моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется
целесообразным наряду с использование пальчиковых игр, ежедневное проведение
пальчиковой гимнастики с детьми.
Уточнение
артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию
речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции,
усилить кинестетические и слуховые ощущения. Коллективная форма работы с детьми
эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно
автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован,
или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука
в речи у ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы.
Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов
артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. Дети должны обладать
элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях
органов артикуляции. Очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи
выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют
формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков.
Последовательная
систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной
и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает
благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей
дошкольного возраста.
В этой
связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения
становится организация взаимодействия различных специалистов и родителей с
целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
|