Пятница, 31.01.2025, 03:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Лобанова Елена Владимировна

Роль и значение самостоятельности в учебной деятельности


И.С.Кон писал: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

Становление учебной самостоятельности учащихся составляет главную задачу современного школьного образования. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Основы учебной самостоятельности закладываются ещё в младшем школьном возрасте.

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский. Он отмечал, что конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная самостоятельность школьников формируется в учебной деятельности и проявляется, как способность учить себя учиться, умение учиться.

Поэтому перед учителями стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности детей в учебном процессе.
Самостоятельная работа учащихся в современной школе основывается на ясном понимании обучающимися задач, которые ставятся учителем. Самостоятельная работа в учебной деятельности должна возбуждать внимание, интерес и творчество детей, она должна учить детей учиться.

Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенного, нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

В.В.Давыдов в своих фундаментальных исследованиях по теории учебной деятельности показал, что научить ребёнка учиться самостоятельно можно через формирование у него теоретического типа мышления, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже в начальной школе.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. В связи с этим учитель должен четко представлять себе структуру самостоятельной работы на уроке и уметь верно построить ее, максимально задействовать потенциальные силы учащихся.
Как показали исследования, самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает три этапа: подготовительный, ориентировочный, исполнительный, проверочный.
В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.
Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.

Поэтому самостоятельную работу школьников следует рассматривать как одно из эффективных средств осуществления их познавательной деятельности.


Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (30.01.2014)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск