Родительское собрание
«Социально – педагогическая деятельность
по коррекции девиантного поведения подростков
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но оно есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
Цель: отработать профилактические навыки воспитания детей девиантного поведения.
Задачи:
1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;
2) обсудить доступные и эффективные методы воспитания ;
3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения
Ориентировочное время:
- – 60 минут (зависит от продолжения дискуссии)
Предварительная работа. (Анкета для родителей)
Оборудование : интерактивная доска, бумага А-4, маркеры, презентация, цветные бейджики, памятка, карточки.
Форма проведения: час общения ( групповая работа, тренинг)
Ожидаемый результат: обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с подростками девиантного поведения.
Ход собрания
Социальный педагог
Здравствуйте уважаемые родители! Пусть весенние лучи солнца помогут нам создать благоприятную обстановку для беседы. У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы”. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Тема нашей беседы “ Социально – педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков ”
1.Тренинг «Знакомство»
(на цветных бейджах написать имя)
- Назвать свое имя и проговорить чего ждут от занятия, чего опасаются
(На листе написать ожидания / опасения)
Правила
- предлагает группа, им должно быть комфортно, безопасно;
- на листе пишем маркером и все подписываемся.
Социальный педагог
Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми.
- Часто мы не можем до конца понять, как нам воспитывать наших детей которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
2. Работа в группах (Обсуждение ответов каждой группы)
- Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?
- Предлагаю вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые родители, понимаете это определение?
По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
Для того чтобы нам было интересно и комфортно в дальнейшей работе, предлагаю разбиться на группы по цвету бейджиков. (Обсуждение ответов)
Задание 1 группе
- Уважаемые родители, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Задание 2группе
- Уважаемые родители, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Побеги из дома;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
Задание 3 гр. Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Алкоголизм;
Суицид.
3. Физминутка .
Просмотр ролика «Хорошее настроение»
4.Разбор и обсуждение ситуаций:
- Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы ей скажите?
- Ваши дети гораздо позже назначенного времени вернулись домой. Как вы их встретите?
- Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаёте её судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас. Она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?
Социальный педагог
- Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Как говорил в свое время А. Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
5. Упражнение «Чистый лист». (Социальный педагог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: « Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
6. Обсуждение результатов анкетирования родителей.
7.Игра-тренинг.
Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».
Например, начнём с фразы:
- В детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.)
Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.
- В юности нельзя… (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т.д.)
Если с фразой не согласны, хлопайте в ладоши.
Сколько же запретов мы ставим перед молодёжью?
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.
В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.
Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку.
8. Просмотр ролика «Моей мамочке»
9.Составление алгоритма (Работа в группах. )
Для того, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет нам в дальнейшем в воспитании наших детей:
- Изучать круг друзей своего ребенка
- Интересоваться проблемами ребенка, его успеваемостью и дисциплиной в школе и общественных местах
- Планировать совместный отдых с детьми
-Изучать литературу по педагогике и психологии, применять основные приемы психолого - педагогического воздействия
- Своевременно корректировать поведение ребенка
- Обращаться к специалистам
10. Рефлексия «Я узнал (а), я понял (а)»
Социальный педагог
Мой совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности".
Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.
И в заключении хотелось зачитать строки из стихотворения.
Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток,
Я свяжу тебе жизнь - не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы,
Пожелания счастья в лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи,
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.
Где я нитки беру? Никогда, никому не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою.
|