Пятница, 31.01.2025, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Шахматова Галина Михайловна

«Использование информационно-коммуникативных технологий

на уроках естественно-научного цикла как один из способов повышения качества знания учащихся»

 

         Важную отличительную черту современной цивилизации составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации привело к внедрению новых информационных технологий в систему образования.

         Современные школьники много времени проводят в Интернете, так как учебные предметы требуют для своего усвоения больше информации, чем ее имеется в учебнике. Наблюдается падение интереса к изучению предметов цикла, если учитель использует на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразную работу с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса и углубления знаний по предмету является использование современных информационно-коммуникативных технологий на различных стадиях учебно-воспитательного процесса.

         Основная задача внедрения информационно-коммуникативных технологий в обучения-это овладение компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых человеком в практической деятельности. Трудное восприятие учащимися теоритических основ естественных наук связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет:

-       сделать урок более интересным, наглядным;

-       индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

-       вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

-       способствует стремлению учащихся реализовать себя, проявить свои возможности;

-       визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

-       изучать явления  и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

-       предоставлять в удобном для изучении масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;

-       осуществлять контроль и самоконтроль;

-       проводить лабораторные и практические работы.

     Основным направлением использования информационных технологий на уроке считаю программную поддержку курса. При изучении предмета использую компьютерные программы которые позволяют моделировать явления природы, химико-технологические и биологические процессы, особенно такие, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но их можно показать с помощью компьютера. Так, при изучении тем «Производство алюминия», «Производство азотной кислоты», «Производство серной кислоты контактным способом» (химия 10кл), «Деление клетки. Митоз. Мейоз», «Обмен веществ» (биология 9 кл) использую анимации, которые позволяют «оживить » сложные процессы. При использовании интерактивной схемы строения ректификационной колонны и анимационной схемы ее работы, в ходе изучения темы «Нефть. Переработка нефти» ( химия 11 кл), даю полное представление о перегонке нефти и нефтепродуктах, а также процессах, происходящих внутри колонны. При изучении темы «Электролитическая диссоциация» (химия 9кл) с помощью анимации рассматриваем механизм распада электролитов на ионы, процесс электролитической диссоциации солей, кислот и оснований. Изучая типы гибридизации, образование сигма-связей, пи-связей в молекулах углеводородов (химия 10-11кл) демонстрируются анимации которые поэтапно показывает механизм данных явлений. В организации и проведении данного направления на уроках помогает использование электронного издания «Виртуальная лаборатория 8-11».

      Успешно использую в ходе ведения учебных занятий компьютерные презинтации выполненные в программе Power Point, для того чтобы представить больший объем информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты делают материал  более доступным для восприятия. Изучая тему «Естественный отбор» (биология 11) учащиеся имеют возможность увидеть огромное разнообразие видов приспособленности в животном и растительном мире. Также считаю удобным сочетание компьютерной презинтации с применением электронных учебников и справочников. Система виртуального эксперимента позволяет учащимся на уроке проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Преимущество системы заключается в возможности проведения экспериментов, которые в реальности не возможны, по соображениям безопасности. Это опыты в которых участвуют токсичные или ядовитые вещества Изучая темы «Фенол», «Бензол» (химия 11кл) демонстрируются фрагменты видеоопытов с участием сильно ядовитых веществ.  Данную программу можно использовать и для создания инстркутивных карточек при выполнениии лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний. В их текст могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают учащимся сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется наиболее эффективно. Карточки можно использовать как для всего класса, так и для индивидуальной работы.

           При проведении уроков обобщения  считаю эффективным использование флипчартов. Урок по теме «Кислород» провожу с использованием флипчарта «Достоин тот газ удивления».  Работа такого плана предполагает выполнение различных заданий по изученной теме, как в индивидуальной, так и дифференцированно-групповой форме.

    Таким образом, программная поддержка курса- это огромный ресурс информации по изучаемым предмемам, использование которого определяется, прежде всего, целями урока, типом и видом урока, а также этапами урока.

         Качество обучения на уроке в первую очередь зависит от систематического контроля знаний учащихся. Следующим направлением использования ИКТ-технологий являются программные системы контроля знаний. Для осуществления данного направления использую готовые тестовые материалы, опросники различных электронных изданий. Главное их достоинство-быстрая, удобная и автоматизированная обработка результатов. Работа по направлению проводится индивидуально и решает следующие вопросы: устраняются пробелы в знаниях, ведется тематический учет материала, контролируется накопляемость оценок.

          Использование направления Интернет-ресурсов дает больше возможности для изучения любых вопросов, связанных с изучаемым предметом, повышает уровень проведения уроков, расширяет кругозор школьника, повышает качество знаний и мотивацию к обучению. Учащиеся могут работать на уроке с информацией в Интернете, которая дополняет основную или  заранее подготовленную учителем.

       Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения повышает активность работы учащегося, переводит его из состояния пассивного потребителя информации в состояние автора своего образования. На уроках с использованием ИКТ учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс, повышается эффективность обучения, улучшается учет и оценка знаний. Работа с мультимедийными программами показывает, что у учащихся развивается конструктивное и  алгоритмическое мышление. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и ее последующая обработка. Использование информационно-коммуникативных технологий — это существенное обновление содержания современного образования, и поэтому каждый учитель должен быть компетентным  в отрасли компьютерных технологий.

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (04.02.2014)
Просмотров: 540 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 Асем Тажина  
0
Әрине, ақпараттық технологияларды сабақта қолдану тиімді. Интернет ресурстарды қолдану оқушыларды қызықтырады. Бірақ ақпараттық технологиялар деп ұлттық құндылықтарымызды сақтай біллсек деген тілегім бар

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск