Пятница, 31.01.2025, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Сюсюкина Оксана Валентиновна

Урок – игра «Лексический дилижанс» в 8 классе

Тема: Словосочетание

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Словосочетание», повторение сведений по изученным ранее разделам языкознания.

Задачи: - расширить лексический запас и кругозор учащихся;

- совершенствовать навыки диалогической и монологической речи, работы в группе;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Вид урока: урок-игра

Оборудование: билеты, интерактивная доска, компьютеры, толковый словарь С.И.Ожегова

Ход урока: 1. Вводно-мотивационный момент

- Добрый день, ребята! Мы с вами завершили изучение темы «Словосочетание», и нам нужно выяснить, как вы в ней разобрались. Для этого сегодня мы отправляемся в путешествие по стране « Словосочетание» на дилижансе. А кто из вас знает, что такое дилижанс?

Маша, найди это слово в Толковом словаре, выведи определение на доску. (Дилижанс – это большая крытая повозка для перевоза багажа, почты, пассажиров, появилась в Англии в 16 веке)

- Спасибо. Итак, за проезд нужно платить. Платой будут ваши ответы. Всем, кто ответит правильно на мои вопросы, я вручу билеты. На них будет указан пункт следования. (Всезнайкино, Фразеологизм, Объяснялкино, Определялкино, Обучайкино,)

2.Актуализация опорных знаний

1. Что изучает фонетика? (Звуки речи)

2. Чем занимается морфология? (Изучает части речи)

3. Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, изучающий части слова- морфемы)

4. Что называется основой? (Часть слова без окончания)

5. Это часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

6. Общая часть всех однокоренных слов – это…(Корень)

7. Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

8. Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением)

9. Какие слова называются омонимами? (Слова, одинаково звучащие и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение)

10. Что изучает лексика? (Словарный состав языка)

11. Дайте определение неологизмов. (Неологизмы – новые слова, возникающие в языке)

12. Что такое фразеологизм? (Образное устойчивое сочетание слов, близкое по значению одному слову)

13. Что называется архаизмом? (Устаревшее название существующего предмета)

14. Часть речи, обозначающая предмет. (Имя существительное)

15. Часть речи, обозначающая признак предмета. (Имя прилагательное)

16. Неизменяемая часть речи. (Наречие)

17. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

18. Перечислите второстепенные члены предложения. (Определение, дополнение, обстоятельство)

19. Какое предложение называется распространённым? (Содержащее второстепенные члены предложения)

20. Назовите служебные части речи.(Союз, предлог, частица)

3. Совершенствование ЗУН

1) Приготовились. Посмотрите в свои билеты, разделитесь на группы согласно месту назначения.

Теперь взгляните на карту нашего путешествия. Первая остановка - посёлок Всезнайкино. Там живут те, кто всё знают о словосочетании. Для вас есть задание: на экране дано начало фразы, а вы должны её закончить.

1. Словосочетание – это…(два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

2Словосочетание состоит из…(главного и зависимого слов)

3. В роли главного слова в словосочетании могут выступать…(самостоятельные части речи)

4. Словосочетание называет предметы, явления, действия, но…(более конкретно и полно, чем слово)

5. Словосочетаниями не могут быть…(главные члены предложения, однородные члены предложения, сочетания самостоятельных частей речи со служебными)

6. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на…(именные, глагольные, наречные)

7. Слова в словосочетании могут быть связаны тремя видами подчинительной связи:..(согласование, управление, примыкание)

2) Вторая остановка - город Фразеологизм. На доске вы видите предложения. Вычлените из них фразеологизмы, подчеркните и объясните их.

1.Да как же вы с ним жить можете, когда он вас чуть было на тот свет не отправил?

2.Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел.

3.Слушай, ты, Абрек! Честное слово, с тобой все согласны. Но…придержи язык!

4.Григорий Иванович рассказывал всё, что случилось, а Лиза не верила своим ушам.

5.Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос.

6.Надо украшать землю, обустраивать, а не лодыря гонять.

3) Третья остановка - деревня Объяснялкино. Вы должны объяснить, какие сочетания слов являются словосочетаниями, а какие – нет.

МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ В САДУ

СОЛНЦЕ ПРИПЕКАЛО ОКОЛО ШКОЛЫ

НАПРОТИВ ДОМА СИДЕЛ И ПЛАКАЛ

ЗЕЛЁНЫЕ И ЖЁЛТЫЕ ДЕТИ РАСТУТ

АККУРАТНО И ЧИСТО СИЛЬНО ПРИПЕКЛО

СИДЕЛ ДОЛГО РАСТУТ БЫСТРО

4) Четвёртая остановка - село Определялкино. Вам нужно определить вид связи в словосочетаниях.

АЛАЯ РОЗА ПАДАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ

СТРЕМИТЕЛЬНО ПАДАЮЩИЕ НАШИ ТЕТРАДИ

МОЙ ДОМ ДОМ НАПРОТИВ

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ ПИСЬМО ПО-АНГЛИЙСКИ

ОЧЕНЬ СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ БОЙ ЧАСОВ

МЯСО ПО-КАЗАХСКИ ПИСАТЬ ПИСЬМА

ДУМАЙ БЫСТРЕЕ РАДОСТЬ ОТ ВСТРЕЧИ

5) Пятая остановка – хутор Объяснялкино. Все с билетами до этого населённого пункта сейчас будут работать с компьютером. Ваша задача состоит в том, чтобы через 7-8 минут объяснить всем пассажирам нашего дилижанса порядок синтаксического разбора словосочетания.

А пока объяснялкинцы выполняют поисковое задание, все остальные группы пассажиров составят по два вопроса с ответами для тестового задания по теме урока.

6) Работа в тетрадях: запись синтаксического разбора словосочетаний, предложенных для примера

7) Выполнение получившегося тестового задания. ( тест на доске)

4. Сообщение домашнего задания.

Выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по пять словосочетаний на каждый способ связи

5. Итог урока

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (19.02.2014)
Просмотров: 664 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск