6 класс Урок № Русская речь
Тема урока: Спряжение глаголов.
Цели урока: 1.совершенствовать знания учащихся о сказуемом, о спряжение
глагола;
2. способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение;
3. воспитывать интерес к происхождению слова.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: опорная таблица, раздаточный материал к уроку, ИКТ
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Тире между подлежащим и сказуемым.
IV. Новая тема
Путём приёма функциональной грамотности деления класса на 2-е подгруппы, выбор модератора из каждой группы, через применения стратегий «Мозговой шторм» и «Что я знаю – Что я хочу знать – Узнал» выполнение заданий. Прежде всего:
1.Знакомство с текстом Спряжение глагола.
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Правила
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
|
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
греть, тянуть, таять.
Примечание.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его
спряжение определить нельзя:
жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
|
Выберите глаголы 1 спряжения.
Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, лаять.
Выберите глаголы II спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускает, спрячешь, приготовит, ставим.
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.
Спорить – (ты) спор шь, хлопать – хлопа шь, купаться – купа шься, помнить – помн шь, пугаться – пуга шься, поджарить – поджар шь, клеить – кле шь.
Выберите глаголы I спряжения.
Он барабан…т, он хохоч…т,
он шепч…т, он испорт…т,
он разруш…т, он люб…т,
он обожа…т, он хныч…т,
он хвал…т, он волну…т.
Выберите глаголы II спряжения.
Ты потуш…шь, он откро…т,
они пил…т, они штукатур…т,
ты закро…шь, мы чита…м,
он бре…т, мы дыш…м,
он участву…т, мы завис…м.
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.
Все смотр _т телевизор. Куда ты гон _шь гусей? Зима стел_т снежный ковёр. Парикмахер бре _т бороду. Туристы пил_т и кол_т дрова. Учитель скаж_т, когда приходить. Он кле_т обои. Ветер колыш_т знамёна. Больной тяжело дыш _т. Корабль держ _т путь в порт. Девочка пиш_т письмо. Ответ завис_т от решения.
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.
Одним ударом дерева не сруб_шь. Мама буд_т меня очень рано. Отец буд_т дома поздно. Чем больше узна_шь, тем счастливее стан_шь. Дружба правдой крепн_т. Раньше начн_шь, раньше законч_шь.
Работа с учебником.
Изучение материала на будущем уроке
Закрепление пройденного материала .
V. Домашнее задание: выполнить зад.№6, №7, стр.132
VI. Итог урока. Комментирование оценок
|