Пятница, 31.01.2025, 09:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

Упрямство и капризы Мощенко В. В.

Консультация

Упрямство и капризы

   Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство у детей проявляется в резкой форме в 2,5-3 года, а в дальней поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет  поведение ребенка в среднем и даже старшем возрасте.

   И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения  - проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах. Разберемся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.

   Развиваясь в обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс носит название социализации. Процесс сложный, далеко не всегда, протекающий гладко. На ходе социального развития малыша в первую очередь сказываются особенности семьи – первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка – вот основные факторы определяющие характер социального развития маленького человека.

   Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требований или неудача ребенка, а уже тем более его отказ подчиняться они склонны рассматривать как некую закономерность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить и перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток  разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемым для обеих сторон путем. Фактически они вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребенком. Никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения, т.е. применяют ту самую тактику , что и ребенок.

   Как правило это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно «обогащается» все новыми разновидностями , которые малыш усваивает от упрямой матери. Кончается это плохо: сильный энергичный ребенок иногда может добиться «победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он ни с кем не считает и старается всегда добиваться своего, во всем и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жесткое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (при чем в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся). К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающую личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Отношения с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены и вынужденным и подчиненным положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви и нежности. Первые проявления упрямства неслучайно обнаруживаются у совсем маленьких детей в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш может уже иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать.  Одним из способом настоять на своем является и упрямство – первая попытка самоутверждения. В общении со взрослым ребенком уясняет и первые правила поведения с людьми: можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т.п. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях (дома, на прогулке, в поликлинике на приеме у врача) дает ему возможность овладевать необходимыми навыками: самостоятельно одеваться, есть, проситься на горшок и т.д.  Правильная организация взрослыми жизни ребенка уменьшает вероятность появления у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка, исчезает и упрямство. Таким образом специфика личности родителей, их нежелания учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость является наиболее частой и основной причиной детского упрямства и возникновения конфликтов в семье.

   Если упрямство свойственно, как правило, сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим свое мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются в общем теми же причинами, что и упрямство, однако, как уже отмечалось раньше, свойственные чаще детям слабым, более зависимым от взрослых, более нуждающимся в теплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми навыками, умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьем. Иногда это физически слабые малыши, часто болеющие, легко утомляющиеся, а иногда такие, которые без особых оснований оцениваются как «слабенькие» находятся с семье на положении самого маленького и слабого ее члена.

   «Капризность» как устойчивая форма поведения, «черта характера», присущая некоторым дошкольникам, отличается следующими признаками. Капризный ребенок как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу; если упрямый малыш проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. Если для «упрямца» - самое главное не уступить взрослому, а настоять на свое и если взрослый отстанет, махнет на него, он будет только рад, то «капризуля» наоборот  скорее стремиться добиться еще большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребенка всегда есть какое-то свое мнение, желание, цель, которой он добивается, которую он может противопоставить желанию родителей и с жаром отстаивать. Его излюбленное выражение: «Я хочу». Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители, в надежде, что он наконец, согласится. Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, малыш практически никогда не предлагает своего варианта. Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека  - именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием. Если упрямство ребенка - результат изменений  требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Капризный ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строго категоричного отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий, незнаком с требовательностью взрослых и не представляет себе другой жизни. У капризного, избалованного ребенка формируется ряд крайне неприятных личностных качеств. Причина их появления – тоже поведение взрослых, их излишняя опека. Чтобы ребенок перестал капризничать, для большинства родителей лучше всего уступить  его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот закрепляет. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера ребенка от взрослых требуется настойчивость и терпение. Воспитательная работа должна идти по следующим основным направлениям. Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с запозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо. И что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно более сложное дело – сформировать у ребенка адекватные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свое желание, выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности,  развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное – чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а наоборот, как радость. Основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение, не по привычной схеме «хочу – не хочу». Обычно дети склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или убеждении того чего ребенок не хочет, а чего хочет. Если капризному ребенку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать. Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему саму сделать что-то интересное. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он сделает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом, внимательном педагогическом руководстве цели вполне можно достигнуть.

   В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребенке бесполезно.

 

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (18.02.2015)
Просмотров: 469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск