Жаксыбаева Роза Муратовна Урок самопознания в 4 классе
Тема :Учимся взаимопониманию.
Цель: “Расширять представления о ценности взаимопонимания”.
Задачи: - раскрывать значение понятий “взаимное согласие, взаимопонимание ”;
-развивать стремление уважать мнение других людей;
-воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.
Ход урока.
- Позитивный настрой:
- Всех в наш круг я позову
Радостно произнесу:
Здравствуйте, милые дети!
Лучшие дети на свете!
- Пусть этот цветок приподнимет ваше настроение (Дети, передавая друг другу волшебный цветок, говорят добрые пожелания).
2. Минутка тишины
Звучит тихая мелодия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сядьте поудобнее , закройте глазки. Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительная и красивая. В этой стране живет много маленьких волшебников. А маленькие волшебники это Анжела, Едиль, Валера, Сережа, Олег, Юля, Сагандык, Маша. Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. А взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих маленьких волшебников за их добрые сердца. Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость. Добрый человек необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.
Медленно открываем глазки.
-Вы почувствовали себя волшебниками?
3. Прослушивание аудиозаписи басни.
А. И. Крылов “Лебедь, щука и рак”. С просмотром иллюстраций на интерактивной доске.
Беседа:
- Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?
- Почему?
- Чему им нужно поучиться? И мы с вами, ребята, сегодня на уроке будем учиться взаимопониманию.
- Как вы думаете, а у людей так бывает?
- Отчего происходит непонимание среди людей?
- А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(Ответы детей)
-Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга .-Как вы думаете , а у людей так бывает?
-Отчего происходит непонимание между людьми?
-А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(Ответы детей)
- Давайте мы все вместе построим “мостик” из тех качеств, которые лежат в основе взаимопонимания.
(Дети берут “брёвнышки”- слова и строят мост : Мир , дружба , забота , любовь , сострадание , понимание , доброта , уважение , верность).
- Молодцы, ребята, вот какой замечательный мостик мы построили.
- Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание - результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпения, понимания и уважения к личности другого человека, независимо от каких-либо отличий. Ну , а мир , дружба , сострадание , понимание , любовь , доброта , уважение , забота , верность
- все это лежит в основе взаимопонимания.
4. Цитата урока:
- Ребята , обратите внимание на цитату нашего урока: “Взаимопонимание – основа любви”. Народная мудрость.
- Как вы понимаете смысл цитаты? ( Ответы уч-ся).
5. Разыгрывание сценки:
- А сейчас мы разыграем сценку “Бывает и так!”
Комната. Посередине стол, стулья. Входят Боря и Лёва.
Боря: -Рая! Сегодня у нас встреча в клубе с известным футболистом. Нам с Левой поручено ехать за ним и проводить его в школу. Слышится голос Раи:
- Мусора много накопилось, нужно срочно вынести, помоги. Я не подниму. Пожалуйста!
Боря:- Некогда мне с твоим мусором возиться!
Рая: (Входит в комнату с большим пакетом, под тяжестью которого сгибается). - Боря! Никуда не уходи! Помоги мне!
Боря:- Вспомнила! Нужно было раньше просить.
Рая: -Я тебя просила, а ты все “некогда, некогда”
Боря (медленно) :- Раиса Петровна! Вам русским языком говорят: я тороплюсь! У меня есть поважней дела, чем ваш мусор.
Рая:- Боря! Ты некуда не уйдешь пока не сделаешь то, о чем я тебя прошу.
Боря : (Повышая голос).- Со старшими таким тоном не разговаривают. Марш отсюда!
(Уходит с Левой в другую комнату).
Рая (подходит к стулу, где висит куртка Бори).- И очень хорошо, а ты все равно не уйдешь. (Мальчики возвращаются в комнату, Боря надевает куртку, хочет застегнуть пуговицы).
Лёва:- Да, срезаны… .Лежат вот на столе.
Боря (подходит к двери в комнату)- Р - рраиса!
Рая (за дверью) - Чего тебе?
Боря.- Пришей пуговицы.
Рая-Еще чего!
(Мальчики пытаются пришить пуговицы сами, но у них ничего не получается.)
Лева.(безнадежно) –Можем не успеть. Времени у нас час.
Боря( кричит). -Райка! Выходи сейчас же и пришей пуговицы! Или я тебе оторву уши.
Лева. - Криками не поможешь. Постарайся убедить.
Боря (ласково) - Ты же не маленькая. Мне надо уходить.
Рая. - Вынеси мусор, тогда пришью.
Лёва. - Рая! У Бориса важное дело.
Рая. - Мама придет с работы усталая, а мусор не вынесен.
Боря (подумав). – Ладно… .Так и быть.(Боря и Лева вместе берут пакет и уходят)
Рая. Ну, вот и молодцы! (Берет куртку и пришивает пуговицы)
-Почему Рая и ее брат не смогли договориться сразу?
-Как можно было разрешить возникший конфликт?
(Ответы детей)
-Хорошо, молодцы, ребята!
А сейчас мы почитаем
6.Чтение притчи «Два друга».
Два мальчика дружили много лет и никогда не ссорились. Они были неразлучны. Их всегда видели вместе, люди удивлялись их многолетней дружбе.
Но вот однажды, они вдруг подрались. Все соседи были поражены! Их разняли и начали спрашивать, что случилось. Ребята молчали. Ни один из них не хотел признаться в том, что произошло. Но соседи допытывались: “Странно! Вы никогда не ссорились. Что же вы не поделили?”
Они кивали друг на друга, говоря:
- Пусть он скажет!
- Нет, ты сам говори!
Потом один из них рассказал следующее:
- Мы сидели на песке, на берегу реки. Мой друг сказал, что, когда он вырастет, он купит себе буйволицу. Тогда я сказал: “Не делай этого, потому что я в это время куплю ферму и, если твоя буйволица придет и потопчет мои посевы, тогда с нашей дружбой будет покончено”. Сказав это, я начертил на песке границу своей фермы и сел на трон посередине. Но он начал спорить: “Я первый решил купить буйволицу, и если ты не хочешь потерять нашу дружбу, то не должен покупать ферму, потому что я не смогу целый день бегать и следить за ней. И конечно, она забредет на твою ферму. ” И он нарисовал буйволицу на моей ферме. И тоже сел на трон. Тут мы подрались. Я хотел выбросить его буйволицу с моей фермы, а он напал на меня.
- Как вы думаете, эти ребята реальные друзья?
- Что нужно делать, чтобы не потерять дружбу?
- Если друзья поссорились, есть ли у них пути к примирению? Какие?
(Размышления детей).
-Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг другу. Взаимопонимание – это основа добрых отношений между людьми. Приятно иметь собеседника, который умеет слушать, слышать и понимать другого.
7. Разминка. Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных цветов, это могут быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их аромат? Подарите свой букет однокласснику, однокласснице, а вместе с букетом добрые пожелания. Пусть очарование этого момента останется надолго.
8. Работа в тетради.
- Рассмотрите рисунок. Разукрасьте и напишите несколько советов по достижению взаимопонимания . (Звучит тихая музыка).
На партах лежат шары.
9. Тренинг «Шары с обидами»
- Прошу вас надуть шары. Представьте, что шарик символизирует человека, а находящийся в нем воздух - чувство обиды.
- Что будет, если обида переполнит человека?
- Как помочь человеку?
(Нужно отпускать обиду, уметь прощать). (Ответы детей)
10. Опыт с сахаром.
- Ребята, а хотели бы вы сегодня простить того, на кого вы обижены? Возьмите сахар, символизирующий обиду, бросьте его в вазу с водой.
- Закройте глаза и подумайте о том, насколько важно уметь прощать.
(Меняю вазы)
-Откройте глаза , что вы видите ? Вы простили человека - и у вас в душе расцвели цветы.
-В прощении – сила Человека.
В прощении смысл жизни скрыт.
Лишь тот достоин жизни этой,
Кто смог поверить и простить.
11.Размышление над ситуацией:
Три путника шли по дороге, каждый из них нес по два мешка. Повстречали они на пути мальчика.
-Что несете вы в своих мешках? – спросил мальчик.
Первый путник отвечал:
-Я несу впереди мешок, набитый своими проблемами ,а за спиной –мешок с проблемами моих друзей.
Второй путник отвечал:
-Я несу впереди мешок со своими добрыми делами и показываю их людям. Мешок за спиной- мои ошибки и обиды.
Третий путник отвечал:
-Я несу впереди мешок с чудесными мыслями о жизни и людях. Мешок за спиной- с дырой и поэтому он всегда пуст - я туда складываю все дурное и обидное.
И мальчик пошел с … .
-А с кем бы пошли вы? И почему?
-Хорошо , ребята. Еще древние говорили: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»
А наша пристань - взаимопонимание. Если мы будем жить в гармонии с собой , то и мир будет нести гармонию добра и любви.
12. Составление синквейна:
Слово «взаимопонимание»
13. Творческая работа: »Заселение поляны человечками»
У всех детей на партах человечки разных цветов, разных размеров.
-Посмотрите на человечков, которые у вас на партах.
-Есть ли одинаковые у кого – нибудь ?
- Так и все мы , мы разные: у каждого свой характер , свои желания, свое отношение к различным ситуациям. И , наверное, поэтому нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что все мы разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.
-Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.
(Дети прикрепляют каждый своего человечка на поляну, делая хоровод.)
-Посмотрите, так как все человечки разные , получился яркий дружный хоровод. Это красиво . Так и мы , когда все дружим, уважаем друг друга, любим-это красиво! Это здорово ! И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
14.Рефлексия
(Дети становятся в круг и исполняют песню « Улыбка» )
-Я вам желаю ,чтобы вы всегда дорожили своими друзьями, чтобы вы умели ценить общение, были благожелательными, чтобы вы всегда и везде дарили свет своей души , тепло своего сердца.
-Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить , во всем друг другу потакая,-
Тем более , что жизнь короткая такая.
|