Четверг, 30.01.2025, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителей северного Казахстана.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » разработки учителей школ района

« Звучит нестареющий Моцарт» Лыткина Наталья Владимировна

Цель: Воспитание любви и интереса к музыке В.А.Моцарта.

Задачи: воспитательная: воспитывать восприятие классической музыки у подрастающего поколения.

Образовательная: Познакомить учащихся с исторической эпохой, в которой

жил и творил В.А.Моцарт.

Развивающая: развивать музыкальные способности у учащихся через

слушание классической музыки и через пение.

Звучит Симфония № 40 1 часть (Экспозиция). Музыка стихает, на ее фоне звучит стихотворение:

Учитель: Печальна и чиста,

  Как жизнь людьми любима,

  Как жизнь ты не проста,

  Как жизнь непостижима.

  Музыка!!!

1 ученик: Везде, в любом краю.

  Летишь ты с губ и клавиш

  Свистящую змею

  И ту застыть заставишь

  Музыка!!!

2 ученик: На свете каждый миг

  Мелодия родится,

 Ты- сладостный язык

  Дождя, ручья и птицы,           Музыка!!!

3 ученик: Ты — и весенний гром,

   И хлябь ночей ненастных.         Ты стала языком Счастливых и несчастных. Музыка!!!

 

( Музыка звучит громче, затихает)

 

Учитель: 27 января, 2006 года исполняется 250 лет со дня рождения величайшего композитора мира В.А.Моцарта.

С музыкой Моцарта вы знакомы с первого класса, когда разучивали и пели «Колыбельную песню». В четвертом классе, когда знакомились с инструментами симфонического оркестра, слушали знаменитую сороковую симфонию, фрагмент которой прозвучал в начале урока.

Сегодня мы вновь окунемся в волшебный мир музыки этого замечательного композитора, поближе познакомимся с исторической эпохой, в которой жил и творил Моцарт.

Учитель: Малышу не было еще и двух лет. Он только-только научился ходить. Он был здоров, его все радовало - добрая улыбка матери и солнышко, заглянувшее в комнату, сдержанная ласка отца и птичка, спевшая за окном свою веселую песенку. Он улыбался, смеялся, ему никогда не хотелось плакать. Мать, Анна Мария, сама всегда жизнерадостная и приветливая, была счастлива: у ее единственного мальчика веселый, добрый нрав.

И вдруг однажды случилось с малышом такое, что очень удивило Анну Марию и чему она нашла объяснение только через несколько лет.

А произошло вот что. Отец малыша был скрипачом в придворной капелле архиепископа - главного хозяина австрийского города Зальцбурга, где жила их семья. Когда отец был свободен от службы у архиепископа, он давал уроки музыки детям богатых горожан. Леопольд Моцарт был строг, ему нельзя было мешать во время занятий, и Анна Мария отправляла маленького Вольферля, с шестилетней сестренкой Нанерлью гулять. Так было и на этот раз. Вольф играл в песке, как вдруг аз окна отцовского кабинета донеслась музыка. Скрипка и альт в два голоса протяжно вели красивую мелодию. Малыш забыл о песке и стал тянуть Нанерль домой. Едва девочка дотащила его по лестнице до квартиры, Вольф бросился в кабинет отца. Отец рассердился и выставил малыша за дверь. Мальчик заплакал. Рыдал он так горько и так долго, что Анна Мария унесла его из дома. Но вот чудо - как только малыш снова оказался во дворе под окном отцовского кабинета и опять услышал красивое пение двух голосов, слезы высохли на его щеках, он заулыбался и засиял от радости.

Ребята, давайте подумаем, о чем нам говорит эта история? Каким Моцарт был ребенком?

               (ответы учащихся)

Как звали родителей Моцарта? Л какое имя было у сестры Моцарта?              

(ответы учащихся)

Когда Нанерли исполнилось семь лет, отец начал с ней серьезно заниматься музыкой. Девочка проявила редкие музыкальные способности и очень быстро научилась играть на клавесине. Маленький Вольфганг, как только сестра садилась за инструмент, становился рядом и ни на минуту не отходил О" нее до конца занятий, (звучит соната № 13, 1 часть).

1 ученик: Однажды малышу посчастливилось: родители ушли в гости, и сестра позволила ему потрогать клавиши, а сама ушла играть с куклами. Когда она вернулась в комнату, мальчик все еще сидел за инструментом, осторожно пробуя извлекать мелодичные

звуки. Он сердился, если получалось некрасиво, и снова нажимал на клавиши. Сестра не могла оттащить его от инструмента.

Вольфгангу было тогда три года. А на четвертом отец понемногу стал учить его играть на клавесине нетрудные пьесы. С первых же занятий отец был потрясен способностями Вольфганга: мальчик разучивал новые вещи с быстротой, которая редко доступна зрелому музыканту. Как-то Леопольд Моцарт позвал своих товарищей из Зальцбургской капеллы послушать игру сына. Восхищению и удивлению не было границ. Скоро уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет «чудо-ребенок».

(слайд: Юный Моцарт)

Учитель: Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. Но во всем остальном он оставался обычным ребенком - веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком, нежным и послушным сыном. Он любил детей, с которыми играл, и взрослых, которые его окружали, любил свою канарейку, собаку Пимперля, любил цветы, деревья, солнце.

Лучистость, внутреннюю гармонию, жизнерадостность его ощущали все, кто знал маленького Моцарта, юного Моцарта и взрослого Моцарта, хотя юному и взрослому Моцарту пришлось столкнуться и с бедами, и с неудачами, и с жестокой несправедливостью в жизни. Ясность, жизнелюбие Моцарта открылись и нам, живущим много-много лет спустя после его смерти, открылись в его прекрасной музыке.                 («Маленькая ночная серенада»)2 ученик: Слава к Моцарту пришла очень рано. Шести лет он уже давал концерты. Отец показывал его искусство публике - сначала в Зальцбурге, потом в Мюнхене и, наконец, в Вене. Пение Нанерли, у которой был прекрасный голос, и игра Вольфганга приводили в восторг знатных господ и дам.   (слайд: Моцарт в возрасте 6 лет)     Увлекшись, Леопольд Моцарт решил предпринять длительную гастрольную поездку по городам Европы. Он надеялся, что успешные выступления детей принесут семье богатство, обеспечат ее будущее. Заняв у друзей денег, заручившись рекомендательными письмами и выпросив у архиепископа отпуск, Леопольд Моцарт с женой и детьми отправился в далекое, утомительное путешествие.Тряские кареты, незнакомые города, битком набитые душные залы и холодные роскошные покои дворцов, чужие лица, чужие комнаты и неудобные постели... Нанерль блестяще исполняет сложные пьесы. Вольфганг играет. Играет все. что хочет отец или всякий другой, играет, когда отец накрывает клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, указывает с завязанными глазами любую ноту, которую кто-либо из зала захотел взять на клавесине, выбить на карманных часах, даже на рюмках, расставленных перед мальчиком'. Приветливые улыбки, аплодисменты...Выступления перед публикой, занятия дома, сочинение музыки, посещение концертов, оперных театров, встречи и беседы с крупными музыкантами, возможность слушать самые лучшие музыкальные сочинения в самом лучшем исполнении.

 ( слайд: Моцарт за инструментом )Учитель: Маленький Вольфганг повзрослел. Чем больше впитывал он в себя впечатлений, тем сильней росло в нем стремление сочинять музыку. Отец стал учить его композиции. В Париже были изданы в 1764 году первые его четыре сонаты для клавира и скрипки.

(слайд: Моцарту тогда было восемь лет)3 ученик: В Лондоне Моцарту посчастливилось - его учителем и наставником стал знаменитый тогда композитор Иоганн Христиан Бах, младший сын и ученик великого Себастьяна Баха. Он сразу увидел, что мальчик гениален, чутко и бережно повел его к новым вершинам искусства. Вольфганг тогда очень много сочинял. Его лондонские сочинения, особенно первые симфонии мальчик написал, не притрагиваясь к инструменту. В это время отец был тяжело болен. Он лежат в соседней комнате, и Вольфганг не хотел его тревожить, Из Лондона Вольфганг Моцарт уехал композитором.

  ( Концерт для фортепиано с оркестром. Рондо)Учитель: Как ни грустно было возвращаться в провинциальный Зальцбург - пришлось. Отпуск отца кончился, другой работы ему никто не предложил, архиепископ ждал его три года. Осенью 1766 года Моцарты вернулись домой.Молва пошумела и замолкла, мода на чудо-ребенка выдохлась. Отец огорчался. А сыну и дочери, пожалуй, спокойная жизнь дома была куда полезней, чем кочевая. Трехлетние скитания, напряженная работа изнурили не очень-то крепких здоровьем детей.4 ученик: Когда Вольфгангу было 12 лет, ему заказали оперу. Мальчик работал с увлечением. В его произведении зазвучало много ярких, оригинальных мелодий, но все-таки это было еще прямое подражание итальянским комические операм, которых Вольфгангу довелось не мало слышать.Италия встретила юного гения восторженно. В Болонье он наравне со взрослыми композиторами участвовал в состязаниях филармонической академии. Ему дали одноголосную пьесу, которую он должен был развить в сложное четырехголосное произведение. Моцарт справился с заданием за полчаса. Члены академии были восхищены его талантом и мастерством. По правилам в члены Болонской академии избирались только самые крупные композиторы, не моложе двадцати лет. Но ради четырнадцатилетнего гения пришлось нарушить правила - в Болонье его единогласно избрали академиком.В Италии Моцарт написал по заказу Миланского театра оперу  « Митридат, царь Понтийский», репетировал ее с певцами, сам дирижировал во время представления. Опера прошла с огромным успехом. Театр вскоре дал Моцарту новый заказУчитель: Ребята, давайте вспомним еще раз о состязании, в котором участвовал Моцарт. Одноголосную пьесу он должен был развить в сложное четырехголосное произведение. Ответьте на вопрос: Как называется многоголосное произведение?                  (ответы учащихся) Вернувшись в Зальцбург, Моцарт с головой ушел в работу. Он сочинял очень много - оперы, симфонии, квартеты, сонаты. С каждым годомсамостоятельнее становился композитор, оригинальнее —мысли, все смелее - опыты.Он уходил от тех образцов итальянской музыки, которые владели им в детстве.5 ученик: В 1772 году в Зальцбург приехал Йозеф Гайдн. Похожие наавстрийские песни и танцы мелодии Гайдна давно покорили Вольфганга.Сам Гайдн оказался таким же добрым и приветливым, как его музыка.Моцарт увидел в сорокалетнем Гайдне своего главного учителя и друга. А зрелый, давно известный миру композитор относился к юному Вольфгангу с величайшим уважением и говорил., что «может быть раз в столетие появляется такой талант». Других таких людей, как Гайдн, рядом с Моцартом не было. Большинство же музыкантов, с которыми он встречался и должен был работать, завидовали ему тем сильнее, чем старше и самостоятельнее он становился. ( слайд: Гайдн « Лондонская симфония»)

6 ученик: Как и отец. Моцарт получил место музыканта при дворе
архиепископа. Сначала он радовался: у него появилось много заказов. Он
сочинял хоры для церкви, и оперные арии, и камерную инструментальную
музыку, и симфонии. Но умер старый Епископ, который благосклонно относился к Моцартам, и новый хозяин города занял его место. Новый архиепископ был жесток, несправедлив и капризен. Вскоре служба при его дворе стала Моцарту невыносима. Ему запрещены были выезды из Зальцбурга, он каждое утро должен был по долгу простаивать в перечней хозяина с прочими слотами и ждать распоряжений на день. Если Моцарт получал заказы от вельмож из других городов или кто-нибудь хвалил композитора, хозяин приходил в бешенство. Много раз юноша подавлял в себе желание бежать из Зальцбурга. Привязанность к семье, тревога за отца, державшегося за службу у архиепископа, останавливали его.

( слайд: Семья Моцарта )

7 ученик: В 1777 году Леопольду Моцарту удалось выпросить у хозяина
разрешение на поездку сына за границу. Денег а семье не было, и с
Вольфгангом поехала только мать. Путь их лежал в Париж через крупные города Германии. Снова концерты, новые впечатления, трудности, победы. А порой холод и равнодушие знатных господ: « чудо-ребенок» вырос, самостоятельные же сочинения юного композитора не были похожи на модную тогда итальянскую музыку. Новые расходы, трудности. Денег за концерты и сочинения платили мало, Вольфгангу приходилось давать уроки, чтобы кое-как содержать мать и набрать денег до Парижа. Однако в Париже его ждал тот же равнодушный прием Измученная поездками и неудачами, мать заболела и умерла в Париже. Моцарт, убитый горем, вернулся в Зальцбург. Снова потянулись томительные дни службы у епископа.

( Анданте)8 ученик: Одна радость была у Моцарта - творчество. Из-под пера каждый день выходили новые и новые творения. С каждым днем совершенствовалось его высокое искусство. Чем тверже становился Моцарт на ноги, тем сильней в нем росло чувство протеста « Только не пресмыкаться!» - повторял он. И вот, настал день, когда чаша терпения была переполнена. Ни уговоры отца, ни угроза расправы, нависшая нал их семьей, не остановили Вольфганга. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал архиепископу просьбу об уходе. Никто из слуг никогда на осмеливался добровольно отказываться от службы пои дворе архиепископа. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных архиепископа вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью. Потрясенный звериной грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Это случилось в 1782 году.

Учитель: Дорогой ценой заплатил композитор за свободу. Зато как радостно стало па душе, когда наступили первые дни свободной жизни в Вене! С каким воодушевлением взялся он за работу! Он писал, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой. Он был неутомим. Быть может, в один из таких счастливых моментов и родилась его «Весенняя песня».Ученица исполняет « Весеннюю песню».

9 ученик   : В первый год свободы родилась бессмертная опера Моцарта
Похищение из Сераля». Работа нал. ней совпала с женитьбой на Констанце Вебер. Констанца пришла на помощь Моцарту в самые трудные часы жизни он был полон любви и благодарности к девушке. Это чувство вдохновляло композитора, когда он создавал свою первую самостоятельную оперу, когда писал образ героини-нежной, бесстрашной девушки, носившей имя его невесты.

( Увертюра к опере « Похищение из Сераля»)

 

 Учитель: « Похищение из Сераля» тетерь считается одной из лучших опер в мировом искусстве, но среди современников Моцарта многие встретили ее враждебно. Слишком не похожа была она на оперы шедшие тогда в Венском театре, с их обязательным итальянским уклоном, оперы, напоминавшие сборник арий и речитативов, а не единое музыкальное произведение.

(слайд: Моцарт за инструментом)

10 ученик: К сожалению, судьба музыканта в то время зависела от
«сильных мира», их мнение играло решающую роль. И потому путь
Моцарта был несправедливо труден Он жил в постоянной нужде, он должен был каждый день, каждый час преодолевать сопротивление завистливых противников, они омрачали радость и счастье, которое давало ему творчество.

И все-таки на этом тяжелом пути родились его бессмертные произведения, лучезарные оперы Моцарта - «Свадьба Фигаро». «Дон Жуан», «Волшебная флейта»

( Ария Фигаро)

 На этом пути родились его лучшие клавирные концерты, фантазии, квартеты, квинтеты. Только в одном 1788 году композитор написал три великие симфонии и еще множество небольших произведений. Музыка его печальная и бодрая., оживленная и задумчивая и все-таки жизнеутверждающая! Жизнерадостность Moцарта словно протест; как бы ни были сильны его противники, сколько б ни было на его пути препятствий — его не сломить!

Fine Kline»)Учитель: Последнее произведение Моцарта- «Реквием», похоронная месса. Тяжело больной, он писал его, лежа в постели, по заказу какого-то графа, а получилось, что для себя..,

Моцарт умер неожиданно, р. тридцать пять лег. Он не успел даже дописать «Реквием». Смерть его настолько поразила современников., что по Вене прошел слух, будто придворный композитор Сальери, учитель многих музыкантов и почитатель музыки Моцарта так завидовал гению, что решился отравить его.

Пушкин, написавший маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», сумел передать самую суть поэтической натуры Моиарта, его творческого гения. « Моцарт и Сальери» - прекрасная песнь о прекрасном Моцарте.

 (слайд: Пушкин «Моцарт и Сальери», вторая картина)

Учитель: Своим творчеством Моцарт вдохновлял писателей и поэтов всех поколений.

Подведение итогов урока:

Учитель: Согласись, ребята, сегодня вы очень много узнали о жизни  Моцарта. Есть ли что - то                                      такое, что поразило и запомнилось вам  больше в судьбе и творчестве композитора?

(ответы учащихся)

Почему Моцарта считают гениальным композитором?

(ответы учащихся)

Как вы думаете, актуальна ли музыка Моцарта в наше время?

(ответы учащихся)

Благодарю вас за ответы, я думаю, что цель нашей встречи достигнута. И завершить урок мне хотелось бы поэтическими строками Виктора Бокова:

Категория: разработки учителей школ района | Добавил: paganel (18.03.2012)
Просмотров: 3163 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск