«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина» К.Г.Паустовский
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях и думаю. М.Пришвин. Цель: 1. Обобщение и систематизация полученных знаний по произведению. 1) Выявление уровня усвоения материала. На основе текста произведения проследить неразрывную связь человека и природы; 2) Отрабатывать навыки различных видов работы с текстом (выразительное чтение, чтение наизусть, художественный пересказ, словесное рисование, инсценирование, описание картины) 3) Повторение знаний по русскому языку, ОБЖ, биологии, географии. 4). Воспитание чувства ответственности за свои поступки, воспитание доброты, любви к природе. Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности, воспитывать чуткость, любовь ко всему живому, желание жить в мире и гармонии со всем окружающим.
1. Слово учителя о М.Пришвине.1 -2 слайд Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от г. Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у3 Пришвина есть. Тот единственный учитель. Которому обязана своей силой, глубиной русская литература. Этот у3читель – русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком- неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ « КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». ВСЛЕД ЗА АВТОРОМ. Итак, дорогие ребята, сегодня на уроке мы совершим последнее путешествие по страницам произведения М.Пришвина « Кладовая солнца». Путешествие будет нелёгким, мы побываем в гостях у Насти и Митраши, поблуждаем по лесу, попадём на Блудово болото, соберём клюкву вместе с Настей, послушаем замечательные легенды и откроем для себя правду, которую рассказывал старый Антипыч своей собаке Травке. Во время путешествия все должны быть внимательны и сосредоточенны. В путь! -Каков жанр произведения? ( сказка-быль3 слайд) -Что такое сказка? -Какое произведение называется былью? (работа по таблице) Черты сказки Черты были
1. ЗНАКОМСТВО.(6.7.8.9. слайд) Кто главные герои произведения? Дать описание внешности и характера Насти и Митраши.(работа по таблице) Привести примеры сравнения и олицетворения.
внешность общее различие Настя Митраша
-Почему автор не описывает игры и забавы детей? Военное время. Им некогда было развлекаться. На их плечи легла вся забота о хозяйстве и доме. -Как автор относится к своим героям? -В какое время они росли?
2. СБОРЫ В ДОРОГУ.(10-11 слайд) Что взяли с собой Настя и Митраша? Что ещё можно было взять? Как это характеризует ребят? Кто более основательно подготовился ? Кто лес знает лучше из ребят? Что отец рассказывал Митраше о лесе и болоте?
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП (12-13 слайд) ( Объединить карточки со словами и их лексическим значением.) Чтобы понять, о чём говорят Настя и Митраша, мы должны знать значение некоторых слов.
Палестинка – отменно приятное место в лесу. Елань – топкое место в болоте. Борина – песчаные холмы, покрытые высоким бором.
4 ЭТАП. В ЛЕСУ. ( сопровождается фонограммой пения различных птиц)(17-21 слайд) - Какие деревья и растения встречаются ребятам в лесу? - Как растут клюква, черника, голубика, костяника в лесу? . Игра «Угадай птицу» Особенно прекрасен в Блудовом болоте рассвет. Автор не скупится на краски, запахи, звуки. Помните ли вы птиц, которые встречаются Насте и Митраше в Звонкой борине? Сейчас мы это проверим, проведя игру «Угадай птицу». Я буду показывать птицу, живущую в Блудовом болоте, а вы называете её и отвечаете её голосом.
- Какие существуют правила поведения в лесу? - Какие существуют правила поведения на болоте? (Выступление учащихся с сообщениями) 1. Правила поведения на болоте. Через болото переправляться надо осторожно, чтобы не попасть в трясину. Сперва разведай болото. Установи, есть ли на болоте тропы, которыми пользуются местные жители, какова глубина болота, насколько тверд верхний покров. Брось на поверхность болота бревно. Если оно не провалится и поверхность под ним не прогнется, попробуй осторожно ступить у самого края болота. Если оно тебя держит, ударь несколько раз ногами по поверхности. Только убедившись, что поверхность болота не проваливается, осторожно двигайся вперед. Пользуйся кочками и кустарниками, корневища которых дадут опору для ноги. В том случае, когда верхний покров болота тебя не держит, устрой настил (гать) из хвороста. Поверх хвороста положи жерди. Если почему-либо нельзя устроить гать, ложись плашмя и двигайся ползком. Хорошо, если удастся найти две доски. Положив одну доску, иди по ней до конца. Потом положи вторую, а первую подними. Так, перекладывая доски, ты дойдешь до противоположного края болота. При переправах через болота избегай мест, покрытых яркой сочной зеленью. Это "окна", в которые можно провалиться. 2.Правила поведения в лесу. Перед выходом в лес предупредите родных, куда идете. Если едете в лес на машине, подумайте, хватит ли бензина, чтобы проехать туда и обратно. Не в сумке, а в кармане всегда имейте нож, спички в сухой коробочке и часы - они помогут и не паниковать, и ориентироваться, как по компасу. Одевайтесь ярко - в камуфляже вас могут не найти и с трех метров, предпочтительнее рыжие, красные, желтые, белые куртки, хорошо наклеить светоотражающие полоски или рисунки. Старайтесь не уходить далеко от знакомого маршрута, не «срезайте угол» по незнакомой местности, особенно по болоту. Если потерялся ваш родственник, сразу же вызывайте спасателей. Нередко самостоятельные поиски приводят только к затаптыванию следов, по которым можно было отыскать человека. Если вы пытаетесь, например, докричаться или догудеться (сигналом автомашины) до потерявшегося, ждите его на одном месте достаточно долго. Иногда найденные люди рассказывают, что шли на сигнал, но, выйдя, обнаруживали, что машина только что уехала, не прождав их и пятнадцати минут. А ведь выбежать из леса быстро довольно затруднительно. Нельзя забывать и о том, что поход в лес - это сильные физические нагрузки, которые непривычны для городских жителей. Поэтому учитывайте, что в лесу может стать плохо. Если у вас есть еще какие-то хронические заболевания, то они могут обостряться, поэтому без необходимых медикаментов в лес идти нельзя. И, конечно, нужно иметь при себе хотя бы минимальный запас воды, чтобы в случае необходимости можно было запить лекарства. 5 ЭТАП. ИНСЦЕНИРОВКА ССОРЫ НАСТИ И МИТРАШИ. Кто из ребят, по- вашему, был прав ? О чем они забыли, когда каждый доказывал свою правоту? Куда они направились? (чтение текста) Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? 6 ЭТАП. БЛУДОВО БОЛОТО.(26 слайд) - Описание Блудова болота по рисунку.(выступление учащихся) - Почему Блудово болото называют Кладовой солнца? Блудово болото представляется тревожным и страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Тревога и страх лисы на болоте, она становится маленькой и беззащитной. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: « одичавшая собака …выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему» . сюда – то, в это страшное место и пришли Настя и Митраша. - Как природа предупреждала Настю и Митрашу о надвигающейся беде? ( облако, ветер, столетние берёзки). - Каков смысл притчи о сосне и ели? 22 слайд. ( пересказ притчи и анализ) Два дерева, обречённых жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Но они выросли вме5сте, они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счёт другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
- Кто помог Митраше вылезти из болота ? Почему он свернул? Почему Травка пришла на помощь человеку?(15 слайд, 27-28 слайд) - Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Какими словами автор осуждает поведение Насти? Что произошло с ней? Описание лося, встретившего Настю. (29-31 слайд) Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся. Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей? (Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую,… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
- Как приключение на болоте повлияло на ребят? 7 ЭТАП. ИТОГ. 1.На какие важные нравственные вопросы даёт Пришвин ответ в своём произведении « Кладовая солнца»? -Что такое жизнь? (От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию и согласию.) — Что такое дружба? (Учащиеся выбрали отрывок “Лет двести тому назад <…> восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.) — Что такое одиночество? (Серый помещик — олицетворение одиночества. Ему противопоставлено товарищество Настя–Митраша–Травка.) — Каким должен быть друг? (Таким, как Травка. Травка, живущая в “полуобвалившейся картофельной яме”, не превратилась в дикого зверя. Антипыч передал ей всё доброе, человеческое. Собака — верный друг человека — спасла Митрашу.) — Что такое любовь? (Любовь — основа жизни. Митраша понял это, находясь на волоске от смерти, в болоте. Понял через Травку. А Травке, как мы уже знаем, это передал мудрый Антипыч.) — Что такое страх? (Митраша, чувствуя, что болото засасывает его глубже и глубже, понял, что ему никто помочь не сможет — рядом никого не было. Страх охватил его.) Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М.М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота. Слово учителя:«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок», - говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль - тем более. На мой взгляд, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина - это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях родного края, и даже уроки выживания в трудных ситуациях. Писатель говорит о том, как важно любить и уметь трудиться. Главные герои повести - брат и сестра - остались одни. Их трудолюбие и хозяйственность помогли им справиться со всем крестьянским хозяйством, оставшимся после смерти родителей, а Митраша даже мастерил соседям деревянную посуду. В своей сказке М. Пришвин говорит также о важности умения договориться, найти взаимопонимание в сложных ситуациях. Так, если бы дети не поспорили и не рассорились бы друг с другом на развилке дорог в лесу, Митраша не увяз бы в болоте, они быстрее набрали бы клюквы и вернулись домой. И все же ребята поняли свои ошибки, не растерялись, проявили не только силу характера, но и сообразительность - и благополучно выпутались из беды.
2. Что такое Кладовая солнца по-вашему? 32 слайд ( письменное задание)В чём состоит идея произведения?34 слайд 3. Чтение письма М. Пришвина, адресованное детям. 35 слайд. Домашнее задание: 1) Написать сочинение-миниатюру на тему: • Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? • Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).