Цели и задачи: образовательные – продолжить рассмотрение особенностей авторской песни как уникального явления русской культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой манеры барда; развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение; воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей учащихся, активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.
Форма урока: урок – концерт.
Используемые методы организации и осуществления учебно-познава-тельной деятельности:
1) по источнику передачи и восприятию учебной информации: - словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения учащихся; - наглядные: слайд-шоу, видеоклип, музыкальное сопровождение. 2) по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: - исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения; - репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы". Межпредметные связи: литература , музыка , история.
Место урока в тематическом планировании: первый. Оборудование:
Учитель:Б. Окуджава - основоположник направления авторской песни. Творческое наследие поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно. Он изъездил со своими концертами весь мир, выступал в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии. Но для людей 60-80-х годов он прежде всего поэт. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. В течение урока мы ответим на вопрос: Чему учат песни Б.Окуджавы?
1 вед. В середине пятидесятых годов негромкий голос Окуджавы,его обаятельные, добрые, полные иронии песни покорили слушателей. Но Булат Шалвович не только бард, он великолепный поэт и прозаик. Родился он 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников. Жил в доме на Старом Арбате. После расстрела отца и ареста матери Булат был близок к безумию. Ведь он рос «фантастически красным мальчиком», распевал революционные стихи и романы, и ему не верилось, что страна могла так ошибиться. Тётке Булата пришлось даже на некоторое время выдумать версию о том, что родители не арестованы, а отправлены на Запад с секретным заданием. После ареста родителей Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 году он переехал к родственникам в Тбилиси.
2 вед .Как почти все в детстве и отрочестве , писал стихи, которые очень нравились тёте и дяде. И вот, когда Булату было 12 лет, дядя сказал : « А почему у тебя нет ни одной книги твоих стихов? У Пушкина сколько их было, у Безыменского… А у тебя ни одной…». И Булат пришёл в Союз писателей.
« Стояла чудовищная тягучая жара, в Союзе писателей никого не было, и лишь один самый главный секретарь, на моё счастье, оказался в своём кабинете. Он заехал на минутку за какими-то бумагами, и в этот момент вошёл я. - Здравствуйте, -сказа я . - О, здравствуйте, здравствуйте,- широко улыбаясь, сказал он. – Вы ко мне ? Я кивнул. - О, садитесь, пожалуйста, я вас слушаю! Я не удивился ни его доброжелательной улыбке, ни его восклицаниям и сказал : -Вы знаете, дело в том, что я пишу стихи… -О!- прошептал он. - Мне хочется… я подумал: а почему бы мне не издать сборник своих стихов? Как у Пушкина или Безыменского… Он как-то странно посмотрел на меня. Теперь, по прошествии стольких лет, я прекрасно понимаю природу этого взгляда, и о чём он подумал, но тогда… Он стоял не шевелясь и какая-то странная улыбка кривила его лицо. Потом он слегка помотал головой и воскликнул: -Книгу? Вашу?!. О, это замечательно! ..Это было бы прекрасно! – Потом он помолчал, Улыбка исчезла . и он сказал с грустью: - Но, видите ли , у нас трудности с этим…с бумагой…это самое…у нас кончилась бумага…её, ну, просто нет, финита… - А-а-а, - протянул я, не очень-то понимая,- может быть, я посоветуюсь с дядей? Он проводил меня до дверей. Дома за обедом я это всё рассказал, и дядя для этого дела выделил мне два килограмма бумаги. На следующий день я побежал в Союз писателей, о там никого не было. И тот, самый главный, секретарь тоже, на его счастье, отсутствовал». 1) Военная тема .
3 вед . С четырнадцати лет Булат подрабатывал статистом и рабочим сцены театра, работал слесарем, а в начале Великой Отечественной войны – токарем на оборонном заводе. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушёл на фронт. Служил в запасном миномётном дивизионе, затем после двух месяцев обучения бы отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, под Моздоком поучил ранение, после госпиталя служил радистом тяжёлой артиллерии. Самым тяжёлым и страшным днём своей жизни Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний, вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека. И когда до него дошло , что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, всё в нём взбунтовалось , и дальнейшую жизнь он посвятил тому , чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь – это самое – самое главное! Он доказывал это всё время : песнями, стихами, прозой- всей силой своего исключительного таланта. - Стихотворение « Ах, война, что ты , подлая, сделала»
1 вед- Булат Шалвович писал : « Война – вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю, я ненавижу войну… Потом уже , впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений – из них получились песни… Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего весёлого в войне нет».
2 вед . - Говорить о войне , как большинство фронтовиков, он избегал и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни – в 1950 и 1970 годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Он избегал петь на концертах песни военной тематики. - войне и смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В балладе « Король»он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Лёньки Королёва, который « кепчонку, как корону, набекрень и пошёл на войну», погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей , в жизни московских улиц и дворов.
- песня « Баллада о Лёньке Королёве» (прослушать)
3 вед Всенародной любовью пользуются песни Окуджавы о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например , песня « отдельного десантного батальона» к кинофильму « Белорусский вокзал» или « Бери шинель, пошли домой» из кинофильма « От зари до зари». Поэт скажет « Мы все войны шальные дети : и генерал , и рядовой»,- но свои стихи и песни о войне он посвящает прежде всего её рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в них « скрытую теплоту патриотизма».
- Отрывок из песни « Белорусский вокзал»
2) Послевоенная жизнь.
1 вед .После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге. В 1955 г., под впечатлением от возвращения матери из лагеря, Булат Окуджава вступил в КПСС, работает в издательствах, редакциях газет и журналов, выпускает сборники стихов . Но известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к авторской песне. 2 вед. -60-е годы, время « оттепели». Именно в это время возникает новый жанр -авторская песня… Как возникла она, что означает этот термин… Попробуем найти ответ на эти вопросы. Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Главным в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Б.Окуджавы, А.Городницкого, А. Галича, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, Е.Клячкина, В.Высоцкого, Ю.Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет главную притягательную силу.
3 вед ) В одной статье я прочитала, что «Окуджава учил людей "искусству кройки и шитья"». И сам, как неутомимый портной, он стежок за стежком терпеливо сшивал бесконечно рвущуюся эпоху» своей негромкой, но мелодичной и задушевной лирикой. Очень сложно во времена политических поворотов и постоянном изменении ценностей «сшить» то, что будет цениться в веках, без чего невозможно существование человеческое. Это любовь, это непрестанное движение вперед ,это свобода Окуджава оставил одно стихотворенье, в котором написал, какими он хочет видеть людей:
- «Пожелание друзьям»Ю. Трифонову
Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты — Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно. То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью. Поскольку грусть всегда соседствует с любовь. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая. Тем более, что жизнь короткая такая.
-Анализ стихотворения .
- К кому обращается автор ? - О чём он просит каждого из нас? - Что привлекает в этом стихотворении?
1 вед . В 1961 году Окуджава уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творчеству. Драматург Александр Володин пишет : Я увидел его в компании московских поэтов. Он поставил ногу на стул, начал. Что начал ? Потом это стали называть песнями Окуджавы. А тогда ещё было непонятно, что это. Как назвать? Окуджава уехал в Москву. А я рассказывал и рассказывал о нём, пока директор Дома искусств не полюбопытствовал , что это были за песни. Я изложил их своими словами. И вскоре в ленинградском доме искусств был запланирован первый публичный вечер Окуджавы. Я обзвонил всех , уговаривая прийти. - Что, хороший голос ? –спрашивали меня. - Не в этом дело, он сам сочиняет слова! - Хорошие стихи? - Не в этом дело, он сам сочиняет музыку! -Хорошие мелодии? - Не в этом дело!
Перед тем , как я должен был представить его публике, он попросил : « Только не говорите, что это песни. Это стихи». 2 вед. Появляются известность, слава, народная любовь... Он становится востребованным автором – исполнителем. Пишет сценарии фильмов «Верность», « Женя, Женечка и Катюша», его песни звучат в «Белорусском вокзале», «Белое солнце пустыни» - Исполнение песни « Ваше благородие, госпожа удача» 3) Арбатская тема
Ведущий 3: ...Душа Москвы - Арбат … Здесь жили А.Рыбаков, Б.Окуджава, М. Цветаева, снявшая квартиру в доме, расположенном в Борисоглебском переулке и М.Булгаков, считавший себя жителем Пречистенки, на Арбате родился генералиссимус Суворов, в доме с мезонином на Молчановке (в еще одном арбатском переулке) пролетела юность М.Лермонтова, в молодости жил в этом районе Л.Толстой (многие сцены из «Войны и мира» происходят именно здесь), на Арбате неоднократно останавливался И.Бунин, который замечал, что «здесь в старых переулках за Арбатом совсем особый город…» Ведущий 1: Арбат средневековый…Он считался окраиной, поэтому и назвали его заезжие арабские купцы «арбадом», то есть пригородом. В 18 веке в этот неприметный район уезжали дворяне, получившие «вольность», завершившие службу при дворе, вышедшие в отставку. Они скупали здесь земли у местных владельцев и строили усадьбы. Арбат постепенно из окраины превращался в район аристократический, где проживали самые известные фамилии империи: князья, графы, потомственные дворяне, из их среды вышли многие писатели, ученые, полководцы, государственные деятели, первое поколение революционеров-декабристов. На Арбате переплелись жизнь прошлая и нынешняя, реальность и художественная правда, все то, что отражено в картинах, романах, описано в мемуарах. : Никем не зафиксирован тот день, когда на улицу вышел с мольбертом первый художник, за ним потянулись другие. Никто не запомнил, когда явился сюда бард с гитарой, поэт, решивший стать на ступеньку крыльца зарытого кинотеатра и прочесть свои стихи. Кому-то пришла в голову идея выставить на стене забора, окружившего опустевший дом, картину, написанную на глазах прохожих. - Стихотворение « Песенка об Арбате». Ты течешь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое - призвание. Ты - и радость моя, и моя беда. Пешеходы твои - люди невеликие, Каблуками стучат - по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя - религия, Мостовые твои подо мной лежат. От любви твоей вовсе не излечишься, Сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое - отечество, Никогда до конца не пройти тебя! - Анализ стихотворения. - О чём говорится в этом стихотворении? (Это стихотворение - гимн Арбату, ставшему для лирического героя всем: и призванием, и радостью, и бедой, и религией, и отечеством. - Какие необычные метафоры использует Окуджава? - По какому принципу они построены? - Как вы понимаете гиперболу "Никогда до конца не пройти тебя"? Это лирическое произведение написано в 1959 году, когда одна из центральных улиц Москвы стала Вселенной для поэта, музыканта Б.Окуджавы и его лирического героя, Вселенной, где жило искусство: поэзия, живопись, музыка, где каждый человек был свободным, прекрасным, талантливым, чутким к чужой беде. - На сколько частей можно разделить данное произведение? (Стихотворение можно разделить на три смысловые части.) - О чём говорится в первой части? (В первой герой сравнивает Арбат с рекой. «Странное название…», - говорит он. Действительно, длинная улица похожа на узкую извилистую реку, где рождается творчество, можно посидеть, поразмыслить, подумать, отдохнуть душой. Лирический герой не может жить без этого мира поэзии и вдохновения: «ты - и радость моя, и моя беда».) - О чём говорится во второй части стихотворения? (Вторая смысловая часть продолжает первую. Эта улица - река многолюдна. По ней ходят простые люди, как и наш герой. Но они не замечают красоты Арбата, для них он - лишь средство передвижения. В суматохе будничных дней люди забывают творчество, красоту души, вдохновение. Дела «съедают» поэзию, лирику, возвышенные мечты. Надо вырваться из этого постоянного круга забот и прийти отдохнуть на незамеченную улочку Арбат, чтобы почувствовать себя в центре Вселенной любви, творчества, где лирика – религия, и стоит поклоняться только ей, а не коммунистическим идеалам.) - О чём говорится в третьей части? (Третья смысловая часть - о мироощущении самого лирического героя, который безумно влюблен в эту улицу света, счастья, поэзии, ведь здесь живет его вдохновение, сила, умение зажечь добром, любовью любые человеческие сердца, освободить их от злобы, ненависти, непонимания, вдохнуть в них мир, покой, надежду и тепло.)
2 вед.Старый Арбат ожил. Здесь рисуют, поют, танцуют, читают стихи, ораторствуют. Москва получила место, где тысячи людей могут общаться друг с другом, узнавать художественные новости, слушать еще не изданные стихи, музыку, не успевшую прозвучать в эфире. Авторам песен, стихов, картин не нужно эстрад, музеев, им достаточно того, что их услышат и увидят на улице тысячи людей, ведь Арбат по своей вместимости может соперничать с любым самым крупным залом. Вед. 3: В массовом представлении - и в России, и за рубежом - творчество Окуджавы неотъемлемо от воспитания Арбата. И если не становление, то оформление мифа об Арбате, его месте в истории и культуре России связывают с именем и творчеством Булата Окуджавы. Им необычайно обаятельно изобретен Арбат; его признают певцом Арбата. Булат Шалвович пел так, как жил. Как может петь человек, родившийся на Арбате, прошедший войну, работавший сельским учителем в Калужской губернии. И музыка была простая (три гитарных аккорда), и слова будничные, обыкновенные, и голос негромкий. Но его песни обращены к людям, посвящены погибшим за веру и любовь ради спасения человечества. Вед 1: Окуджава создал свой особый художественный мир, в котором живут его герои, – Арбат. Он, в отличие от официального центра, Красной площади и Кремля, был неофициальным ядром столицы, неформальным центром. Поэт подчеркивал «реальность Арбата, его бытовую обыкновенность: арбатский двор был создан по законам вечной прозы, арбатские пешеходы - «люди невеликие». Но именно такой повседневный Арбат становится у Окуджавы центром мира. Он призывает: Живописцы, окуните ваши кисти В суету дворов арбатских и в зарю. И Арбат преображается, видится театрально ярким и пестрым, местом, где вершатся судьбы, где значителен каждый: и «комсомольская богиня, и Ленька Королев». И у самых Арбатских ворот Извозчик стоит, Александр Сергеевич прогуливается. Арбат, благодаря лирике Окуджавы, сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти - всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Булат Шалвович говорил: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое олицетворяет Москву и мою Родину». - Чтение стихотворения « О чём ты успел передумать…» О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой, Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой? Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют, Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают. По-моему, все распрекрасно, и нет для печали причин, И грустные те комиссары идут по Москве, как один, И нету, и нету погибших средь старых арбатских ребят, Лишь те, кому нужно, уснули, но те, кому надо, не спят. Пусть память - нелегкая служба, ведь все повидала Москва, И старым арбатским ребятам смешны утешений слова. - Анализ стихотворения Это стихотворение написано в 1957 году. - О чём говорится в этом стихотворении? (Оно об Арбате, с которым связано одно интересное свойство: здесь привычные представления о времени превращаются в нечто совершенно иное, нет границ между прошлым и настоящим, «снимаются» обыденные временные противопоставления, герой способен встретить мертвых людей, стирается грань между добром и злом.) Вывод: Это стихотворение о человеческой жизни, о том, для чего мы живем. Пусть даже если все хорошо «и нет для печали причин», надо задуматься, как дальше жить и что делать. Вед. 2 О памятнике. 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования №109. Автором памятника стал народный художник России скульптор Георгий Франгулян. Творчеству талантливого ваятеля принадлежит и памятник Окуджаве, установленный на Арбате. Высота памятника — 4 метра. Скульптор изобразил Окуджаву молодым, преисполненным радужных надежд, мечтаний и творческих исканий. Молодой поэт стремительно шагает навстречу будущему, словно поднимается вверх, вторя своим строкам “Давай, брат, отрешимся. Давай, брат, воспарим…”. Под полами залихватски накинутого на плечи пиджака виднеется верная спутница и подруга — гитара. Символично и ландшафтное оформление холма-клумбы, на вершине которого установлен монумент. К его подножию ведут две дорожки, также “позаимствованные” из произведений писателя. Их прообразом стали строки “две дороги, та и эта, та прекрасна, но напрасна — эта, видимо, всерьёз”.
4 ) Тема творчества, судьбы человека
1 вед Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы . Эти стихи – песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит. Успех пришёл к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «давайте восклицать», «извините…», «знаете…». Именно в этих словах автор устанавливает со слушателем сердечные и доверительные отношения. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь. Общечеловеческие понятия и чувства в поэзии Окуджавы одушевлены, и поэтому, читая его стихи, мы встречаем эти слова, написанными с большой буквы : Вера, Надежда, Совесть, Благородство, Любовь, Страдание. Самый любимый образ Окуджавы - Надежда. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними.
- Песня « Молитва» ( прослушать в исполнении автора)
Учитель : В последние годы своей жизни Булат Шалвович Окуджава мало выступал с концертами. Реже писал. Одной из причин такого молчания была болезнь, но главной – внутренний кризис. В одном из последних стихотворений он сам писал « родина померкла» И вся страна, тоже пережившая кризис, и малая родина –Арбат, главная улица его жизни, чьё превращение в «приют новых русских» поэт переживает как личную утрату. Бывает так, что Судьба бесцеремонно вмешивается в наши планы. Об этом (и об этом!) прекрасно сказал Пушкин: "...Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем" (1834). Каждый человек (исключение составляют самоубийцы) до самого смертного часа "предполагает жить". Булат Шалвович Окуджава после операции на открытом сердце, сделанной ему в США, хорошо себя чувствовал и даже, как он сам со смехом рассказал на своем вечере в Иерусалиме (27 апреля 1995), перестал носить очки. Но глядь...
Любовь, разлука, надежда, война, Москва, старый Арбат –вот темы его стихов и песен. Окуджаве верили, его голос мог поднять зал. Знаковой стала и смерть поэта – умершего вдали от родины: один из самых «русских» поэтов умер от одиночества вдали от России 2 мая 1997 года, в Париже. У Вероники Долиной , русской поэтессы, есть такая песня «Не пускайте поэта в Париж», ,а в ней пронзительная строчка « Не пускайте поэта в Париж, он поедет, простудится, сляжет, кто ему доброе слово скажет? Кто же здесь говорил, говоришь…» Кажется, будто она написана о Булате Шалвовиче…
- песня « Грузинская песня» ( прослушать в исполнении автора).
I. Подведение итогов урока. - В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш. Окуджавы? (Ответы учащихся).
II. Заключительное слово учителя.
Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни? Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.
1. Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы? В ЧЕМ, на ваш взгляд, СЕКРЕТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ? (Ответы учащихся). Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук, это голос души, нравственный голос.
III. Домашнее задание.
Общее задание: - закончить таблицу "Творчество Б.Ш. Окуджавы" (выводы).
Список использованной литературы
1. Беленький Л.П. Возьмёмся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне/ Авт.-сост. Л. П. Беленький. - М, 1990. 2. Бирюкова С. С. Спасите наши души... (Окуджава— Высоцкий— бард-рок). Тамбов, 1991. 3 Е.Н. Перова, М.И. Цуканова Сценарии литературного клуба./ Москва Вако .2007
Интернет – источники
1. Арбат и Б. Окуджава 2. Б.Ш. Окуджава на страницах Википедии 3. Официальный сайт Б.Ш. Окуджавы 4. Музей Б.Ш. Окуджавы 5. Памятники Б. Окуджаве 6. Песни Б. Окуджавы (прослушать)
Приложение 1
Особенности поэтического творчества Б. Ш. Окуджавы и заполнение таблицы.
Основные темы Мотивы Ключевые образы
Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод): В чём секрет популярности поэзии Б. Окуджавы (вывод):