Доклад:«Имидж и культура
современного библиотекаря»
Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ- имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.
Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах.
Исходя из предложенных определений, можно выделить 4 основные направления для формирования положительного имиджа библиотеки:
- Квалификация персонала.
- Оснащенность, комфортная среда.
- Многофункциональная библиотечная деятельность.
- Социальное партнерство.
Имидж- это то, как библиотеку воспринимают ее посетители. Он складывается из качества услуг, оказываемых пользователям,.
В современном информационном обществе реклама- самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.
Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе, киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно- библиотекари не пытались сломать данное представление о себе. Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе . Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста… женщина чувствует себя так, как она выглядит… Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях. Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии- это создание притяжения, создание приятного мнения о специалистах в данной области.
Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием.
Многие библиотекари считают, что для создания имиджа библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе- это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации.
Профессия библиотекаря дает многогранные возможности самовыражения (профессиональном и творческом плане). Только не надо путать эту многогранность возможностей с приключениями персонажа американского кинофильма «Библиотекарь». В этом «продукте» поп- культуры Голливуда сошлись самые нелепые стереотипы и мифы о библиотекаре: он начитан до безобразия, интеллектуален до несовместимости с противоположным полом, нелеп до полной победы над злом. И грустно, и смешно!
Как написано в энциклопедии, изданной на рубеже веков 19-20 вв. Брокгаузом и Ефроном: «Библиотекарем называется исключительно то лицо, которому поручено управление всей библиотекой… С развитием библиотечного дела мало- помалу определилась та сумма качеств и знаний, которая необходима библиотекарю для успешного ведения дела… От библиотекаря требуется способность к усидчивому труду, любовь к порядку, он должен знать новые языки и быть энциклопедически образованным человеком ; необходимо также знание всего, что касается истории книги, книгопечатания и т.п.»
Общение- неотъемлемая часть человеческого поведения. Умение общаться означает, прежде всего, - заслужить доверие и интерес другого человека.
Качественное общение в библиотеке может обеспечить только гармонично развитая и подготовленная личность…
… Библиотекарю должны быть свойственны положительные человеческие качества, по средствам которых он проявляет свою духовную культуру: выдержка, чуткость, отзывчивость, скромность, справедливость, искренность. Именно в общении с учащимися и педагогами личность библиотекаря проявляется во всем многообразии и переплетении этих человеческих качеств.
Очевидно, что обеспечить комфортное общение способна только личность с позитивным отношением к действительности, с достаточно высоким уровнем самооценки, уверенная в себе, с достойным имиджем.
Пребывание учащихся в библиотеке, их участие в каких- либо мероприятиях проходит на фоне разностороннего общения библиотекаря и посетителей. От качества этого общения и зависит ощущение психологического комфорта…
Специалисты особенно выделяют умение находить контакт, общий язык и правильный тон с различными читательскими группами.
Выступления перед детьми требуют от библиотекаря следующих умений:
- Излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно и доступно.
Если слова и манеру говорить библиотекаря учащиеся находят неубедительными, вероятность того, что они его услышат, невелика. Опытный библиотекарь знает, что если дети не слушают сообщение или не уделяют ему должного внимания, сообщение не задерживается у них в памяти.
Выслушивать библиотекаря заставляет не только то, что он сообщает им устно или письменно, но и то, как он это делает.
Для удачного выступления библиотекарю необходимо:
- Мысленно выстроить план изложения, то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности. Надо спланировать высказывания и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.
- Подобрать для иллюстрации сказанного нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным соответствовало ситуации общения. Форма выражения мысли важна не менее ее содержания. Слова способствуют возникновению определенных образов, чувств, настроения. Слова могут огорчить и обрадовать, ввести в уныние и развеселить. Подбирать слова следует так, чтобы они были правильно поняты. Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что слова правильно истолкуют.
2. Ориентироваться при выборе форм и методов работы с читателями на возрастные особенности.
3. Работать над своим имиджем, выглядеть соответствующим образом .
Имидж- это искусство «управлять впечатлениями». Известно, что окружающие формируют свое мнение о библиотекаре в течение нескольких первых секунд, еще до того, как он начал говорить. Библиотекарь может, например, проводить презентацию книги, делать обзор, отвечать на вопросы детей или просто беседовать- в любом случае очень важно, какое впечатление он производит…
Значение внешнего вида в создании положительного имиджа не следует преуменьшать. Как известно, визуальная информация составляет около 70%, но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И еще это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.
Большинство людей- визуалы и воспринимают других по внешнему виду.
Создание имиджа- дело тонкое. И не последнее место в этой работе отводится обаянию. Обаяние может проявляться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности… Обаяние глубоко индивидуально. В общепринятом смысле обаятельный человек- это человек, способный произвести неотразимое, чарующее впечатление своей внешностью или манерой поведения, суждениями, оригинальностью мышления, добротой и т.д.
Специалисты предлагают несколько советов по созданию имиджа, которые актуальны для библиотекарей в большей степени, чем для представителей других профессий:
«1. Перестаньте критиковать себя, отнеситесь к своим недостаткам как к возможности усовершенствования.
2.Будьте самодостаточны. Кроме вас, никто не сможет сделать вас счастливым, возьмите на себя эту ответственность и начните строить свой новый образ.
3.Перестаньте жаловаться. Жалобы не преображают ситуацию, а лишь только усугубляют проблемные моменты. Ищите пути , и тогда решение придет к вам.
4.Будьте проницательными и внимательными к другим, окружающие предоставляют нам множество информации о том, в каком направлении стоит совершенствоваться».
Подводя итоги всему сказанному, констатируем: создать по- настоящему комфортную образовательно- воспитательную среду школьной библиотеки- дело многоаспектное и непростое. Однако и благородное. В школьной библиотеке будет приятно находиться не только читателям- сам библиотекарь проникается социальным оптимизмом по мере продвижения по пути совершенствования среды своего обитания.